Архитектурный ансамбль афинского акрополя. Презентация "акрополь" к уроку истории

1 слайд

2 слайд

Акрополь – городская крепость стран Древнего мира находящаяся на возвышенном месте, укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На Акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу. Расположен на природной известняковой скале высотой 156 м. над уровнем моря с плоской вершиной (270-155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4-7 тыс. до н.э.).

3 слайд

4 слайд

Пропилеи– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Возведенные из пентеликонского мрамора Пропилеи стоят на вершине крутого склона, к которому первоначально вела 80-тиметровая тропа. В середине 1 в. римляне во время правления императора Клавдия покрыли поверхность дороги ступенями. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены квадратными углублениями, расписанными золотыми звездами по синему фону. Пропилеи– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены квадратными углублениями, расписанными золотыми звездами по синему фону.

5 слайд

Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформления Пропилеи не имели.

6 слайд

7 слайд

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

8 слайд

9 слайд

Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».Парфенон – храм богини Афины-Девы. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам – квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры

10 слайд

11 слайд

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя. Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

12 слайд

13 слайд

Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма.Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полладе.

14 слайд

Слайд 1

Афинский Акрополь

Слайд 2

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.
Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480-479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.

Слайд 3

Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э.

Слайд 4

Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в Акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами.

Слайд 5

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах. Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу. Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служило маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.

Слайд 6

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, который (по замыслу его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на разных уровнях, - скала здесь очень неровная. Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единственное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое поднялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим мечом.

Слайд 7

Центральная часть храма - прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим мусульманским убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Слайд 8

Парфенон - храм богини Афины - самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя богини.

Слайд 9

С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее.

Слайд 10

Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.

Слайд 2

Акроо поль (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На Акрополе обычно находились храмы божествпокровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Пропилеи – торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Эти врата были границами святилища. В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический – внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформления Пропилеи не имели.

Слайд 6

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

Слайд 7

Статуя Афины Промахос (АфиныВоительницы) - огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе, воздвигнутая в 465-455 годах до н. э. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина была изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых частях статуи (острие копья, шлем). Скульптура Афины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.

Слайд 8

Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине

Слайд 9

Парфеноо н (др.-греч. Παρθενών) - наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине АфинеДевственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447 - 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина

Cлайд 1

Афинский Акрополь Разработала учитель ИЗО: Гнатюк Наталья Александровна МБОУ «СОШ №2» Г. Югорска 2008-09

Cлайд 2

Cлайд 3

Перед вами изображения колонн дорического, ионического и коринфского ордера. Назовите составные части колонн. Дайте определение: 1 вариант - фронтон, 2 вариант - капитель, 3 вариант – метопа.

Cлайд 4

Распределите по группам древнегреческие сооружения 1). Парфенон на Афинском Акрополе 2). храм Геры в Пестуме 3). храм Афины Ники 4). храм Аполлона в Эфесе 5). храм Аполлона в Коринфе 6). храм Артемиды в Эфесе 7). храм Зевса в Олимпе

Cлайд 5

АКРОПОЛЬ АКРОПОЛЬ (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. е. верхний город; крепость (убежище на случай войны).

Cлайд 6

Ансамбль Афинского акрополя Пропилеи Парфенон Храм Афине-Нике (храм Ники Аптерос) Театр Диониса Храм Эрехтейон Статуя Афины Промахос Пинакотека (картинная галерея) Библиотека

Cлайд 7

Пропилеи и храм Ники Аптерос Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

Cлайд 8

Cлайд 9

Парфенон Главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя. На прямоугольной платформе (в 68,4 м. длины и в 30,38 м. ширины), сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторон подниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийского мрамора величественный периптер дорического стиля с восемью каннелированными колоннами и с семнадцатью в каждом длинном. Вышиной эти колонны были в 11 м., диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой, сам корпус храма был амфипростильный, т. е. имеющий с каждой короткой, восточной и западной, стороны по портику о шести колоннах меньшей величины: в восточном портике находился вход в святилище. Оба портика были загорожены железными вызолоченными решетками, устроенными между колоннами. Внутренность храма состояла из двух частей: из так называемой целлы, длиной в 100 фт. (отсюда - другое название Парфенона, Гекатомпедон, т. е. стофутный храм) и из заднего, менее обширного помещения (описфодома). В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием. Сокровищница, в которой хранилась казна Афинского морского союза и городской архив, примыкала к святилищу с запада, с тыльной стороны. Здесь жрицы храма ткали священную одежду (пеплос), которую жители города приносили в дар богине во время празднеств.

Cлайд 10

Статуя Афины В глубине Парфенона, под сенью горизонтального потолка, красовалась колоссальная статуя Афины, одно из великолепнейших произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног ее, на базе, находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея - эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней - битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была вышиной в 26 локтей (7м) и исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, так что из последней были вырезаны тельные части, все же остальные части были золотые.

Cлайд 11

Храм Эрехтейон В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон. Архитектурный ансамбль
афинского Акрополя

Перикл
После Греко-персидских войн начинается
расцвет Афин.
Во главе их в это время стоял Перикл.
Это был высокообразованный человек,
общепризнанный
вождь
афинской
демократии.
Перикл объединил вокруг себя лучшие
умы Эллады: его друзьями были философ
Анаксагор,
художник
Поликлет
и
скульптор Фидий
В 443 г. до н.э. афиняне в первый раз
избрали его на высшую должность в
своем полисе.
Затем его переизбирали еще 15 раз.
Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он
отдавал все свои силы и время заботе об Афинах и их гражданах. Он был
честен и бескорыстен.
Он славился как замечательный оратор (обладал красноречием – искусством
правильно и убедительно говорить).

Перикл внес несколько изменений в
управление Афинским полисом, в
права граждан.
Тем самым он продолжил реформы
Солона.
При Перикле в Афинах окончательно
утвердилась демократия.

При Перикле в Афинах строятся
храмы, общественные здания,
укрепления. Афины превратились
в самый красивый город Греции.
Строительство дало работу многим
грекам. Руководил строительством
Акрополя
(«крепость»)
архитектор и скульптор Фидий,
друг Перикла.
Афинский Акрополь
стоял на высокой
отвесной скале,
возвышающейся на
150 м. над уровнем
моря.
Он являлся
композиционным
центром города,
раскинувшегося у его
подножия

Фидий
Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской
войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил
созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. С
460 года до нашей эры Фидий начал работать в Афинах. Этот
город-государство, передовая греческая рабовладельческая
республика, центр греческой культуры, занял во время войны
ведущее место и стал в 478 году до нашей эры главой
Афинского морского союза.
Руководящую роль правительстве
Афинского
государства
играл
энергичный
и
влиятельный
политический
деятель
стратег
Перикл. Считая, что Афины вправе
благодаря
своему
положению
гегемона
греческих
государств
распоряжаться союзной казной,
Перикл решил использовать эти
средства на восстановление города и
Акрополя.

Композиционный
замысел
ансамбля
Акрополя
связан
с
Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь афинян.
В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся один раз в 4
года, торжественная процессия из граждан города подносила Афине
священное покрывало (пеплос), сотканное руками афинских девушек.
Этот дар был знаком воскресения богини Афины.
Праздник сопровождался конными и гимнастическими соревнованиями,
состязаниями певцов и музыкантов.
Процессия поднималась из нижнего города, лежащего у подножья
Акрополя, на самый верх холма, проходя через:
- Пропилеи,
- пинакотеку
- храм Ники Аптерос
- мимо монументальной статуи Афины Промахос, возвышающейся в
центре площади,
- и храма Эрехтейона -
- к величественному Парфенону (храму Афины Парфенос).

Пропилеи
Пропилеи – это торжественный, парадный вход
Построил его архитектор Мнесикл в 437-432 г до н.э.
Представляют собой два дорических портика, один из которых обращён к городу, а
другой- к вершине Акрополя
Слева к пропилеям примыкала пинакотека – картинная галерея, в которой
помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к
богам

Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические
портики.

Статуя Афины Промахос
(воительницы)
Пройдя Пропилеи, попадаем на
вершину выровняной скалы,
превращённой в площадь
В
центре
площади
возвышалась огромная 17метровая бронзовая статуя
Афины
Промахос,
покровительствующей Афинам
и греческому народу. Суровая
и грозная богиня правой
рукой опирается на копьё, а
левой держала щит. Эта
статуя была хорошо видна со
всех сторон города, и даже с
моря
Ныне площадь пуста, т.к. статую
уничтожили в 13 в. суеверные
рыцари-крестоносцы

Храм Ники Аптерос (Бескрылой)
Храм имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится
архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и
исторических сражений.

Справа от Пропилей находился
крошечный, изящный, лёгкий
храм
Ники
Аптерос
(бескрылой) – богини Победы
Он сооружён Калликратом в 427424 г до н.э.
Внутри
храма
находилась
бескрылая статуя богини.
Известна легенда, согласно
которой эта богиня принесла
победу грекам над персами, а
потом жителям города не
хотелось с ней расставаться.
Изобразив её бескрылой, они
посчитали, что богиня уже
никогда не сможет покинуть их
город.

Парфенон
В основе композиции Акрополя лежит принцип ассиметрии, принцип
свободной панорамы. Поэтому статую Афины поместили левее главной оси
Припилей, а справа сместили знаменитый Парфенон
Храм Парфенон посвящён Афине
Парфенос (деве)
Построен архитекторами Иктином
и Калликратом (при курировании
Фидием общего концепта
застройки Акрополя).
Построен из золотисто-розового
пентеллийского мрамора,
меняющего свой оттенок в
зависимости от времени суток и
степени освещения.

По своему плану Парфенон это дорический периптер – 8х17 колонн
высотой 10.5 м. Храм гармоничен, благодаря объединению в нём
свойств двух ордеров – дорического и ионического
Наружные колонны были дорического ордера, стены собственно
храмоцеллы венчал непрерывный ионический фриз

Как и все греческие постройки, Парфенон относительно невысок: человек, глядя
на храм, чувствовал себя выше ростом и шире в плечах, размеры здания не
давили, не принижали его.
В Парфеноне нет ни одной строго горизонтальной или строго вертикальной
линии. Линии карнизов, ступеней, колонн - всё чуть-чуть, незаметно для глаза,
изогнуты с учётом особенностей человеческого зрения. Благодаря этому зрителю
все линии представляются идеально правильными.
На первый взгляд кажется, что все колонны Парфенона одинаковы и стоят друг
от друга на равном расстоянии. В действительности пролеты между ними
незаметно для глаза увеличиваются к центру.
Толщина колонн также разная. Вы замечали, наверное, что на фоне неба деревья
и другие предметы кажутся намного тоньше, чем на самом деле, - свет как бы
«съедает» объём. Чтобы преодолеть это впечатление, угловые колонны
Парфенона, которые вырисовываются на фоне неба, чуть массивнее, чем те, что
видны на фоне стены.
И стоят колонны не прямо: они немного наклонены внутрь, к стенам здания,
чтобы казаться выше и стройнее.

Особенности Парфенона:
- постройка его на самой высокой части
Акрополя;
- точно рассчитанный трехчетвертной вид
этого храма от Пропилей;
- сочетание мужественности и
женственности: дорическая коллонада и
ионический фриз;
- ориентация Парфенона - вход с
восточной стороны, алтарь - с западной;
- необходимость обхода храма для входа в
него;
- спор Афины с Посейдоном за главенство:
тема рельефов западного фронтона;
- тема рельефов восточного фронтона:
рождение Афины из головы Зевса
- битва липифов (гигантов) с кентаврами на
метопах
- панафинейский фриз - торжественное
шествие

Внутри здание разделено на две равные части. В заподном крыле хранилась казна
Афинского морского союза, а в восточной части на высоком постаменте стаяла
знаменитая статуя Афины Парфенос
Афина Парфенос - последняя статуя работы Фидия. Работал он над ней 10 лет.
Высота статуи 12 метров. Она имела деревянную основу, покрытую золотом и
слоновой костью
На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди
– эгида с маской Медузы Гаргоны. В правой руке держала двухметровую
богиню Нику, а левой - щит. На щите с наружной стороны была изображена
битва греков с амазонками. У ног Афины сова – символ мудрости, а слева змей,
олицетворяющий Эрехфея – древнейшее божество Аттики. Величественно
ниспадающие складки её одежды напоминали желобки стройных колонн каннелюры
В 5 в. н.э. статую Афины увёз в Константинополь один византийский император,
и там спустя 100 лет она погибла при пожаре

Сатуя
была
выполнена
в
хрисоэлефантинной технике (золото и
слоновая кость). Мореплаватель Павсаний в
своем путеводителе описывает ее так: «Сама
Афина сделана из слоновой кости и золота…
Статуя изображает ее во весь рост в хитоне
до самых ступней ног, у нее на груди голова
Медузы из слоновой кости, в руке она
держит изображение Ники, приблизительно в
четыре локтя, а в другой руке - копье. В
ногах у нее лежит щит, а около копья змея;
эта змея, вероятно - Эрихтоний».
Шлем богини имел три гребня (средний со
сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет
Плиний Старший, на внешней стороне щита
была вычеканена битва с амазонками, на
внутренней - борьба богов с гигантами, а на
сандалиях Афины имелось изображение
кентавромахии.
База
была
украшена
историей с Пандорой. На мраморных копиях
руку богини с Никой поддерживает столб,
существовал ли он в оригинале - предмет
многочисленных дискуссий. Ника кажется
крошечной, в действительности ее высота
составляла 2 метра.
Афина Парфенос

Афину Фидий не отлил из бронзы и не высек из белого пентелийского мрамора.
Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к деревянной основе
так, что казалось, будто голова и руки великой богини изваяны из одного куска
этого драгоценного и благородного материала. Желтоватая кость выглядела
снежно-белой благодаря контрасту со шлемом и одеянием богини из чеканного
золота. Круглый щит Афины тоже был золотым. На щите Фидий представил сцены
битвы греков с воинственными женщинами-амазонками. Он изобразил десятки
фигур: греческих воинов и легендарных воительниц. И в центре можно было
увидеть плешивого старика, поднявшего руками камень. Это - сам Фидий.
Правительство Афин сочло это
дерзостью
и
начало
судебное
преследование скульптора.
Портрет Фидия на щите. Деталь щита Афины Парфенос.

Афина Парфенос, щит, реконструкция

Снаружи Парфенон украшали сцены жестоких сражений (из мифологических
сюжетов)
Внутренний рельефный фриз Парфенона огибал всё здание. На мраморной
ленте длинной 160 метров и высотой 1 метр изображалось торжественное
шествие жителей Афин в день Великих Панафиней
По гармоничности, сплавленности форм и красоте ритма он не имел равных в
мировом искусстве.

Западный фронтон Парфенона, реконструкция, Спор Афины с Посейдоном

Западный фронтон, Афина и Посейдон (рядом маслина Афины и соленый источник
Посейдона)

Восточный фронтон, В центре представлены Зевс на троне и Афина в полном
вооружении,которая только что выпрыгнула из головы Зевса.

Метопы Парфенона:
На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами, а на
фризе была изображена процессия Панафинейского праздника: девушки в длинных
одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах,
жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание
строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур,
наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер
возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо
удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений
людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и
наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой
позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной
симметричности и жесткости архаической старины.

Эрехтейон
Эрехтейон – небольшой ионический храм, созданный в 421-405 г. до н.э.
Храм посвящён богине Афине, богу Посейдону и мифическому царю Эрехтею.
По легенде именно здесь состоялся спор между Афиной и Посейдоном за право
владеть Аттикой.
Столица современной Греции,
согласно древнему мифу,
получила свое название от
имени древней языческой
богини. Она вела спор с
Посейдоном
за
право
покровительствовать
древнему греческому городу.
В месте, где Посейдон с
огромной силой ударил своим
трезубцем в землю, а Афина
Паллада показала горожанам
прекрасное оливковое дерево,
и
был
построен
Храм
Эрехтейона.

Композиция храма очень сложна. Он выстроен на неровной площадке скалистого
склона, имеет три совершенно различных по размеру и форме портика.
Каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме
прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного
фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя
Кекропа, который - по легенде - был человеком-змеей.
Со стороны западного
фасада и росло то самое
знаменитое
оливковое
дерево, которое явила
Афина Паллада.
Более того, оно растет и в
настоящий
момент,
правда,
божественного
происхождения оно уже
не имеет: его посадили
реставраторы в начале
20-го века.

С какой бы стороны мы не подходили к этому храму, отовсюду он встречает нас
новой, неожиданной композицией фасада, ассиметрией углов
В одном из портиков роль колонн выполняют коры – фигуры девушек
Статуи кариатид органично сочетаются с архитектурой. Они выполняют
конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся
на фоне мраморной стены храма.

Изобретательность греческих художников создала совершенно особенную форму,
которая впоследствии получила широкое применение. Вместо колонн были
поставлены скульптурные человеческие фигуры. Кариатида – скульптурное
изображение прекрасной девушки в виде стоящей женской фигуры, которое
служит опорой балки в здании. Мужские фигуры, выполняющие подобные
функции, называют атланты (их нет в Эрехтейоне).
Атлант
в
древнегреческой
мифологии - титан,
восставший
против
богов, за что был
наказан обязанностью
поддерживать небесный
свод.
Устав, Атлант попросил
Персея превратить его с
помощью
головы
Медузы в камень и стал
горой Атлас.

Театр Диониса
(вместимость – 17000
чел.)

Театр Диониса - античное театральное здание на юго-восточном склоне
афинского Акрополя. Входит в число самых древних театров в мире. Театр был
построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили
дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.
Около 326-325 г. до н. э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды
сидений были заменены на мраморные. Каменные сиденья размещались в 67
рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей,
что в то время составляло около половины афинских граждан.
Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому
актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое
действие происходило при естественном освещении.
Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них
были высечены имена и должности владельцев.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то