Мыс феодосия. Мыс Ильи в Феодосии – романтика Крыма: фото, GPS-координаты Крым мыс ильи

Ильинский маяк далек от стандартных туристических маршрутов по Крыму. Сюда редко организуют экскурсионные туры. Однако год за годом это место все больше привлекает особо любопытных путешественников, готовых сойти с проторенных дорог. Ничего удивительного, ведь у маяка интересная история, а с земли, на которой он расположен, открывается необыкновенно красивый вид на море.

Примечательно, что у этой достопримечательности Феодосии нет конкретного адреса. Маяк находится на мысе Святого Ильи на южном побережье Крыма, в западной части Феодосийского залива.

В древние времена

Мыс издавна представлял угрозу для кораблей. Здесь часто гуляют сильные ветра, в осеннее и весеннее время бывают туманы, а весь берег окружен скалами и рифами, которые трудно заметить. Еще с древних времен в истории осталось немало упоминаний о суднах, потерпевших крушение в этих местах. Поэтому уже тогда жители Феодосии задумывались о необходимости ориентиров, которые были бы заметны с дальнего расстояния.

За несколько столетий до нашей эры территорию Феодосии занимали греки. На тогда еще безымянном мысе они выстроили небольшой храм. Постройка служила не только религиозным целям. Она также была указателем для проходящих кораблей. Судя по всему, разрушен храм был тоже в древности. Потому что морские суда продолжали разбиваться о скалы.

Гораздо позже, в XVIII-XIX веках, здесь была построена часовенка. Кто именно ее построил, неизвестно. Существует легенда, что во время сильного шторма рядом с мысом Святого Ильи терпел крушение корабль богатого купца. Когда надежды на спасение уже не оставалось, купец начал молиться и ему явился сам Святой Илья. Купец пообещал Святому построить часовню, если выживет. Он пережил бурю, но забыл данное обещание. И спустя несколько лет в этих же местах корабль все того же купца вновь терпел бедствие. Пережив одно и то же событие второй раз, торговец все-таки сдержал свои слова и построил часовню. Сейчас от нее остались только руины.

История Ильинского маяка

Сам Ильинский маяк начинает свою историю с 1890 года. В этот год из Николаева в Севастополь была передислоцирована главная военно-морская база Черноморского флота. А торговый порт был перенесен в Феодосию, так как бухта здесь очень удобная для стоянки. Однако свободному проходу судов, идущих с запада, препятствовали рифы в окрестностях мыса Святого Ильи. Не проходило и года без очередного повреждения или крушения. Самые известные случаи — крушение пароходов «Великий Князь Константин» и «Владимир», которые унесли жизни большого количества людей. Все это заставило Дирекцию маяков задуматься о строительстве путеводной башни. Однако денег на финансирование не было, поэтому реализацию затеи были вынуждены отложить.

Но все решило стечение обстоятельств, и строительство все-таки состоялось. В тот период из Москвы в Феодосию приехали супруга статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова и ее 19-летний сын Николай. Молодой человек был тяжело болен туберкулезом, прогнозы врачей были неутешительными. Однако морской воздух сотворил чудо — юноша излечился. В знак благодарности Евдокия Николаевна, которая не раз слышала от местных капитанов о постоянных кораблекрушениях, приняла решение построить маяк на собственные сбережения.

Осенью 1897 года в Дирекцию маяков пришло заявление, в котором Рукавишникова выразила желание профинансировать строительство. Имеющиеся у нее средства были весьма скромными, но их хватило, чтобы построить деревянную будку, установленную на козлах. В будке установили швейцарскую систему освещения Линдберга, которая поочередно мигала зеленым и белым цветами. Сооружение маяка и дома для смотрителя было закончено в 1899 году. Чуть позже рядом с маяком был установлен колокол, с помощью которого подавались звуковые сигналы при ухудшении видимости. Постройку хотели назвать в честь Евдокии Николаевны, но она настояла на том, чтобы закрепить название «Ильинский маяк». Только совсем недавно на территории маяка разместили памятную табличку, посвященную Евдокии Николаевне Рукавишниковой. Об этом городские власти попросила ее внучка Евгения Гиппиус.

В 1910-1912 годах маяк был реконструирован: колокол заменили на звуковую сирену, будка и козлы стали металлическими. В таком виде он профункционировал до начала 40-х годов. В годы Великой Отечественной войны Ильинский маяк был разрушен. Поговаривают, что русским солдатам пришлось специально взорвать его, чтобы уничтожить немцев, сидевших в окопах рядом с сооружением.

Маяк в наше время

Новый маяк был построен лишь в 1955 году. И с тех пор внешне остается нетронутым. Теперь это 15-метровая белая башня с окнами в 3 яруса. Относительно уровня моря высота маяка составляет 65 метров. Так что верхушка видна из любой точки Феодосийского залива. Удобные лестницы ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филенкой. Отсюда открывается вид на всю подответственную зону. И только из маячной комнаты по вертикальной лестнице можно попасть на самый верх, к фонарю. В 2006 году на верхушку был установлен современный светооптический модуль из светодиодов. Светодиоды питаются энергией от кварцевого генератора, способного работать автономно много дней подряд. Каждые три секунды появляется белый проблеск, пауза между сигналами составляет 6 секунд. А управлением всей деятельностью маяка теперь занимается компьютер. Электроника позволила не проводить каждый час метеорологические измерения. Встроенная мини-ЭВМ без человеческого участия выдает все необходимые погодные показатели в режиме реального времени.

Историю маяка до середины XX столетия сохранила в своих личных записях Евдокия Константиновна, дочь тех самых Рукавишниковых. В 1947 году она рассказала ее в письме начальнику Гидрографической службы Черноморского флота. Все эти годы дочь Евдокии Николаевны следила за судьбой Ильинского маяка и несколько раз посещала его с мужем. Скорее всего, без ее письма мы бы уже никогда не узнали, кому Крым обязан столь важным объектом.

Территория вокруг маяка еще недавно была открыта. Сейчас, чтобы попасть за ограду и в саму башню, нужно получить разрешение от охраны. В постройках рядом с маяком можно зайти в небольшой импровизированный «музей», в котором собраны экспонаты, связанные с историей постройки. Если позволяет время, стоит задержаться у маяка до наступления темноты. В это время белая башня выглядит особенно привлекательно. Освещенные изнутри оконные проемы завораживают смотрящих.

Несмотря на небольшую известность, маяк успел попасть в кадр кинокамер. В 2013 году здесь проходили съемки эпизода картины режиссера Дмитрия Моисеева «Такие красивые люди».

Что же касается прямого назначения? Ильинский маяк продолжает функционировать и по сей день, указывая кораблям путь в Феодосию.

Как добраться до Ильинского маяка

Добраться до маяка по суше можно несколькими способами:

  1. На автомобиле. Дорога от Музея свободного полета займет около 25 минут. GPS-координаты: N 45.012644, E 35.42197.
  2. На такси. Как подъехать к Ильинскому маяку в Феодосии знает каждый водитель.
  3. Общественным транспортом (но часть пути нужно будет проделать пешком). На автовокзале следует сесть на маршрутку под номером 1, 2а, 14 или 15 и доехать до остановки «Городская больница». Далее пешком двигаться по Корабельному переулку до СПК «Маяк», после которого начнется открытая местность. Около 1,5 километров по извилистой грунтовой дороге до мыса. В качестве ориентиров послужат военные укрепления, расположенные вблизи маяка.

Расположенный неподалеку от Феодосии мыс Ильи – крайняя восточная точка Главной Гряды Крымских гор. Он является частью хребта Тепе-Оба (с татарского «конец гор»). Прямо за мысом берет свое начало Феодосийский залив. У этого места насыщенное историческое прошлое. Здесь расположены несколько скифских курганов. Знаменитый художник-маринист И. К. Айвазовский и археолог князь Сибирский в середине ХIХ века организовали проведение раскопок, во время которых, кроме множества предметов, было обнаружено женское погребение IV века до н. э.

Но особенно знаменитой находкой на мысе в Крыму стала пара золотых серег, известных во всем мире как «Феодосийские серьги». Они представляют собой диск, к которому прикреплена подвеска с висящими на цепочках амфорочками. Серьги изображают настоящую композицию, где богиня победы Ника управляет колесницей, в которую запряжена четверка лошадей. Уникальное произведение искусства сегодня по праву занимает место среди экспонатов Эрмитажа. Лучшие ювелиры, среди которых Карл Фаберже, пытались повторить украшение, но оказались бессильны.

Со времен Великой Отечественной войны на мысе остались деревоземляные огневые точки (ДЗОТы). Иногда их называют «батареей мыса Ильи». К сожалению, сооружения постепенно разрушаются под влиянием времени и вандалов. Согласно отдыхающим предлагается совершить увлекательную прогулку по маршруту вдоль склона мыса к популярной среди «диких» туристов Двуякорной бухте. Вы сможете не только насладиться уникальными пейзажами, но также узнать много нового о природе полуострова и его истории.

Легенды и тайны крымского мыса

На самой высокой точке мыса когда-то стояла церковь Святого Ильи, которая и дала название всему мысу. О ней существует несколько легенд. Согласно одной из них, храм был построен рыбаками, которым удалось спастись от шторма неподалеку от этих мест. Феодосийская легенда рассказывает о купце Илье сыне Тамары, дважды попавшем в бурю у берегов мыса. Случилось это в день под пророка Илью. Когда он вышел в море, начался шторм. Предвкушая возможную гибель, купец молил пророка Илью смягчить гнев и успокоить бурю, пообещав при благополучном исходе построить на мысе церковь. После этого стих шторм, и купец благополучно добрался до земли. Никому не рассказал он о случившемся. Данное обещание постепенно забывалось, оставаясь невыполненным, пока незадолго до дня Ильи купец снова не оказался в море. Вновь поднялся сильный шторм, который грозил унести с собой и судно, и людей на борту. Упал Илья на колени, поклявшись исполнить то, что не исполнил ранее.

Второй раз пережив сильнейшую бурю, Илья сын Тамары сдержал слово и построил храм на вершине мыса. Неизвестно сколько лет простоял храм, но уже в 1816 году на месте деревянной церкви была построена часовня Святого Ильи. Богослужения проходили здесь всего лишь раз в год – в день Святого Ильи 20 июля (2 августа по н. ст.). Когда собиралось много людей, служился молебен, сопровождавшийся водосвятием и крестным ходом. В 1861 году эту часовню посетил император Александр II. К сожалению, на сегодня от часовни сохранились только основания стен.

Спасительный свет Ильинского маяка

На вершине мыса стоит один из известных маяков Крыма. С его постройкой связана удивительная история. Западная часть Феодосийского залива представляет угрозу для моряков – скалистый мыс Святого Ильи как бы прикрывает вход в гавань. Иногда в штормовую погоду это сложно определить, потому кораблекрушения у этих берегов случались неоднократно. Необходимо было как-то обозначить опасное место. 16 февраля 1890 году неподалеку от Феодосии, разбившись о подводные рифы, затонул пароход «Великий князь Константин». Вскоре аналогичная участь постигла пароход «Владимир», при крушении которого погибло много людей. В 1894 году мыс Ильи был обследован специалистами, выбрано место для установки маяка, но денежных средств не было, потому строительство все никак не начиналось.

Помогло настоящее чудо. В то время из Москвы на дачу в Феодосию привезли больного туберкулезом сына статского советника Рукавишникова. Под воздействием целебной крымской природы, совершая ежедневные прогулки по горам к мысу Святого Ильи, юноша пошел на поправку. Евдокия Николаевна Рукавишникова, желая отблагодарить город за выздоровление сына, дала обет построить маяк на вершине мыса в Крыму. Но денег не хватало. Семье пришлось заложить собственную дачу, чтобы получить кредит на строительство. А для сбора средств на колокол Евдокия Николаевна продавала в порту собственноручно изготовленные кошелечки для мелочи. Моряки предложили женщине назвать построенный маяк ее именем, но та отказалась. Так и появился Ильинский маяк, огонь которого был торжественно зажжен 17 февраля 1899 года.

Высота установки этого маяка Крыма – 66,3 метра над уровнем моря. В начале ХХ века он был реконструирован. Тогда построили каменное здание с пневматической сиреной, которая издавала звуки высокого и низкого тонов. Во время Великой Отечественной войны маяк был разрушен. Лишь в 1954 году моряки вновь увидели спасительный свет на мысе Святого Ильи. В 60-е годы оборудование маяка модернизировали современными установками (световой маяк, радиолампы), а в 1974 году провели капитальный ремонт сооружения. На сегодня Илиьинский маяк продолжает работать. Проход на его территорию запрещен, но оценить столь необходимое сооружение можно и с небольшого расстояния.

Нетронутый уголок дикой природы

Мыс Ильи остается практически нетронутым уголком природы, где можно предаться уединению, расслабиться и насладиться умиротворяющим спокойствием. Никакой назойливой рекламы и большого количества отдыхающих. Отсюда открываются замечательные панорамные виды на бухту, поселки Береговое и Приморский. А еще на этом участке полуострова произрастают редкие растения – клоповник Турчанинова и кендырь крымский, встречаются кусты шиповника и большое количество трав (полынь, чабрец и др.).

Берега мыса невысокие, но довольно крутые, постепенно размываемые морской водой. В прибрежной зоне встречаются каменные глыбы, которые были сбиты с берега волнами или упали в воду во время дождя. Из-за этой угрозы пребывание на пляже в дождливую погоду представляет опасность. Вода на диком пляже чистая и прозрачная. Вход в море пологий, земля покрыта мелкой галькой. Но будьте внимательны, камни, лежащие на дне, поросли водорослями, сделавшими их поверхность скользкой.

Феодосийский регион богат достопримечательностями. Древний город насыщен историей, любопытному туристу всегда найдется, что посмотреть. Но далеко не всегда получается совместить осмотр рукотворных памяток с наслаждением красотами природы и . Такое возможно на мысе Ильи, в Крыму это очень красивое местечко.

Где находится мыс в Феодосии?

Собственно, он находится не в Феодосии. Мыс Ильи расположен рядом с городом, он замыкает с запада и является самой восточной точкой Крымских гор. Мыс составляет часть хребта Теле-Оба. Название переводится с татарского как «конец гор», «край гор». Таким образом, для наименования возможно несколько толкований – выступ считают как окончанием массива, так и его началом.

Достопримечательность на карте Крыма

Луч света в морском царстве Крыма

С геологической историей разбираются геологи, им еще не все ясно в вопросе происхождения Крымских гор. Но интересное прошлое имеет самое заметное сооружение на мысе Ильи – маяк. В море здесь немало подводных камней, а ветер бывает неблагоприятный, так что район этот знавал немало кораблекрушений, в том числе довольно крупных. Моряки неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой установить маячный комплекс, но последние не торопились с реакцией. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда за его организацию взялась Е. Рукавишникова.

Муж женщины был капитаном, как следствие, она хорошо понимала нужды моряков. К тому же ее сын, молодой парень, больной туберкулезом, выздоровел здесь, в Крыму. Юноша совершал прогулки и дышал морским воздухом как раз около мыса Ильи. Вот женщина и решила в благодарность за счастливое событие помочь другим и профинансировать строительство. Семья не была слишком богатой – приходилось и подрабатывать, и вещи продавать. Но феодосийцы и моряки поддержали инициативу, помогли средствами, кто уж как мог, поэтому в 1899 г. тут появился .

Вначале он был совсем простой конструкции, но все же сигналил мореплавателям о близкой опасности. Затем его несколько раз перестраивали – сегодня вместо изначальной деревянной конструкции стоит солидное каменное сооружение, а для обеспечения морской безопасности используется современная оптика и специфические звуковые установки. Моряки предлагали назвать постройку именем щедрой жертвовательницы, но она отказалась, поэтому он стал тезкой мыса. А вся история стала известна благодаря одной из дочерей Рукавишниковой.

Несколько легенд: спасение утопающих

Есть и действительно сказочная история, связанная с кораблекрушениями. Некогда один купец дважды сумел попасть близ в морскую катастрофу, причем именно в день Ильи Пророка. Оба раза он просил его о спасении в несчастье. Святой не подвел – торговец выбрался из обоих крушений с минимальными потерями.

Купца самого звали Ильей, следовательно, он решил ознаменовать свои чудесные спасения, выстроив на мысу часовню. Следов конкретно этого строения не обнаружено, но известно, что в 1814 г. часовня, посвященная пророку Илье, на мысу была. Такая вот легендарная история, о которой также любезно расскажут местные.

Чем интересен мыс Святого Ильи?

Модные курорты пока не добрались до мыса Ильи в Крыму, хотя строительство надвигается. Но сейчас это еще вполне нетронутый уголок, где возможен отдых в тишине, без шумной толпы и навязчивой рекламы вокруг. Зачастую туристы приезжают сюда полюбоваться маяком. Подойти к нему близко нельзя, но и с некоторого расстояния можно оценить своеобразную красоту столь полезного сооружения. Строений, подобных этому, на полуострове насчитывается всего четыре. Другой привлекательный момент – виды. Отзывы многих указывают, что Феодосийская бухта с вершины мыса смотрится просто потрясающе.
Видеть отсюда можно на многие километры вдаль.

Имеет мыс и богатое историческое прошлое. Здесь находится несколько скифских курганов. Во время раскопок подобного (еще в царское время) были обнаружены уникальные серьги очень тонкой (миниатюрной) работы. Ныне они – довольно известный экспонат Эрмитажа и именуются «феодосийскими серьгами». Здесь же находятся остатки дзотов времен Великой Отечественной. Их иногда именуют «батареей мыса Ильи». К сожалению, до сих пор никто не потрудился озаботиться сохранностью этих сооружений.

Многим туристам пришелся по вкусу и пляж на мысе Ильи. Феодосия – популярный курорт, здесь круглогодично много людей. На описываемом же объекте этого нет. Нет там, естественно, и других благ цивилизации (уборки, душа, туалета). Зато есть чистая вода и первозданная природа, а для многих это – куда важнее. Купающихся тут просят проявить сознательность и не оставлять материальных свидетельств своего пребывания – здесь нет уборщиков, поэтому хлам может остаться на долгие годы. В целом тут скромные, но привлекательные условия: галька, местами и небольшие участки песка, прозрачное море. Возле выступа суши хорошие условия для подводного плавания (неплохая видимость в воде), дайверов здесь пруд пруди.

Как добраться (доехать)?

Добраться до мыса Ильи из Феодосии несложно, при этом частично можно использовать даже городской транспорт. От автовокзала в этом направлении идет три маршрутки — №1, №2 и №2а. Выходить нужно будет на остановке «Горбольница», что рядышком с . Далее пешком либо попутками необходимо будет преодолеть в юго-восточном направлении 2 км.

На машине доехать до можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: городской округ Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.012778, 35.421944.

Мыс святого Ильи издавна привлекает туристов, приезжающих в Феодосию. Причина проста — здесь построен Ильинский маяк , одно из самых романтичных сооружений ЮБК. Генуэзская крепость в связке с маяком представляют собой визитные карточки города, так что посетить их нужно обязательно. Осматривать объект мы рекомендуем после прочтения этой статьи — так вы сможете проникнуться духом этого места, глубже постичь его историю.

Объект расположился на юго-востоке Феодосии. GPS-координаты: N 45.012644, E 35.421971. Специально для вас мы отметили Ильинский маяк в Феодосии на карте , так что не заблудитесь. Оттуда, кстати, открывается шикарный вид на море, да и само строение заслуживает пристального интереса.

История маяка

Конец Феодосийского залива издавна представляет угрозу для капитанов кораблей, поэтому маяк здесь работает не первое столетие. Мыс Ильи окружен предательскими скалами, которые без посторонней помощи сложно обнаружить. Светоч, указывающий безопасную дорогу в акваторию, появился на мысе 2,5 тысячи лет назад. Просматривая план Кафы, датированный 1784 годом, можно увидеть греческую часовню. Архитекторы отметили ее фразой «некогда береговой маяк», что свидетельствует о давней истории.

Археологи выяснили, что первый фонарь возник на склоне мыса в IV столетии до н. э. В те дни в окрестностях Феодосии проживали греческие, скифские и таврические племена, подчинявшиеся Боспорскому царству. Когда на камнях стали терпеть крушение торговые корабли, обитатели полиса решили построить маяк. Дальнейшая судьба объекта неизвестна, но есть предположение, что маяк был разрушен. Это привело к тому, что в Средние века суда продолжали разбиваться на рифах мыса Ильи.

В 19 веке погибли сразу два больших корабля — «Владимир» и «Великий князь Константин». В 1890 году в Севастополь переехала главная военно-морская база Черноморского флота. Город превратился в военную крепость, и нужно было переносить торговый порт. Выбор пал на Феодосию. Бухта здесь очень удобная, но проход затрудняли рифы в окрестностях мыса Ильи.

В 1894 году экипажу корабля «Ингул» было поручено вычислить место для установки фонаря. Главной проблемой долгое время оставался финансовый вопрос. В 1897 году финансировать постройку пожелала Евдокия Рукавишникова. Дирекция маяков разработала чертежи сооружения и поручила руководить проектом технику Алексею Полонскому. Вот ещё несколько интересных фактов о достопримечательности:

  1. Ильинский маяк в Феодосии был достроен в 1898 году.
  2. Внутри использовалось световое оборудование категории «шведский огонь».
  3. Первое извещение о работе фонаря моряки получили в 1899 году.
  4. Изначально сооружение было деревянным.
  5. Огонь был переменным, с зелеными и белыми миганиями.

В 1912 году объект подвергся реконструкции. Маячная будка и козлы стали металлическими, мощность осветительного аппарата повысилась. Колокол был заменен пневматической сиреной. В годы ВОВ строение было вновь разрушено. Нынешняя капитальная постройка датируется 1955 годом.

Почему это место притягивает туристов

Интересный факт: не имеет. Во всех путеводителях объект упоминается в связке с мысом, на котором его установили. Сейчас достопримечательность предстает в виде белой пятнадцатиметровой башни, верхушку которой венчает фонарный цилиндр. В 2006 году внутри цилиндра поставлен светооптический модуль, увеличивающий яркость свечения.

Башня маяка видна из любой точки Феодосийского залива. Относительно уровня моря высота объекта составляет 65 метров. Светодиоды питаются энергией от кварцевого генератора, который может работать автономно на протяжении многих дней. Каждые три секунды появляется белесый проблеск, пауза между сигналами составляет 6 секунд. Вот главные причины для посещения объекта:

  1. Это красивая постройка, поддерживающая дух приморского городка.
  2. В кинокартине «Такие красивые люди», снятой в 2013 году, маяк появляется в кадре.
  3. Ночью полукруглые оконные проемы, освещенные изнутри, выглядят завораживающе.
  4. К башне регулярно устраиваются экскурсии.
  5. С мыса открывается шикарный вид на бухту.

Деятельностью маяка управляет миниатюрный компьютер. Комната управления обшита дубовой филенкой. Чтобы попасть из комнаты в фонарное сооружение, необходимо выбраться на вертикальный трап. Отметим, что между Новороссийском и Одессой насчитывается 18 маяков. Из них только четыре по своему уровню могут сравниться с главной достопримечательностью Феодосии.

Фонарь считается стратегическим объектом и тщательно охраняется. Чтобы проникнуть внутрь, вам потребуется специальное разрешение. На территории объекта есть памятная доска, посвященная Евдокии Рукавишниковой. Евгения Гиппиус, внучка женщины-мецената, попросила установить этот знак городские власти.

Полезная информация

Собрались посетить Ильинский маяк в Феодосии , а как добраться не знаете? Эта достопримечательность удалена от исторического центра и привычных туристических маршрутов. От Музея свободного полета на собственном автомобиле вам придется ехать 20-25 минут. По дороге вам встретятся Музей Цветаевых и Башня Константина.

Общественный транспорт регулярно ходит к мысу Ильи. Прибыв на автовокзал, отправляйтесь к ближайшей автобусной остановке. Садитесь на маршрутки № 14, 15, 1 и 2А — все они следуют в направлении остановочного пункта «Городская больница». Покинув маршрутное такси, шагайте по Корабельному переулку, пока не упретесь в СПК «Маяк».

Дальше начинается открытая местность, и вам придется идти по грунтовке. Это извилистая тропа, протянувшаяся на полтора километра в сторону мыса. Ориентиром вам послужат военные укрепления, раскинувшиеся неподалеку. Многие путешественники приезжают на мыс в ночное время, чтобы сделать красивые фотографии освещенного изнутри маяка. Ежегодно в Интернете появляются сотни изображений белокаменной башни, указывающей путь капитанам дальнего плавания.

: 45°00′48″ с. ш. 35°25′32″ в. д.  /  45.01333° с. ш. 35.42556° в. д.  / 45.01333; 35.42556 (G) (Я)

Акватория Чёрное море Страна Россия Россия /Украина Украина Субъект Крым Мыс Ильи Мыс Ильи

Мыс Ильи́ (мыс Свято́го Ильи́ ) - мыс, выдающаяся в Чёрное море оконечность горного массива Тепе-Оба в самой восточной части Крымских гор у города Феодосия , западная граница Феодосийского залива .

Сложен, в основном, глинами, конгломератами, песчаниками и известняками. У прибрежной кромки галечные и галечно-валунные пляжи.

На мысу расположен известный в Крыму Ильинский маяк .

Напишите отзыв о статье "Мыс Ильи"

Литература

  • «Феодосия» - Издательские дома «ЧерноморПРЕСС» и «Коктебель», 2008-229 c.+30 c. приложений; ISBN 978-966-480-004-1

Примечания

  1. Этот географический объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной . Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины - Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. www.on-line.crimea.ua/guide/sea1.html Феодосийский залив, мыс Св. Ильи, мыс Чауда

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мыс Ильи

Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то