Штат Джамму и Кашмир, Индия. The State of Jammu and Kashmir. Штат Джамму и Кашмир — Индия Где находится город кашмир

Джа́мму и Кашми́р (догри जम्मू और कश्मीर, урду جموں اور کشمیر, ладакх. ཇ་མུ་དང་ཀ་ཤི་མིར།, англ. Jammu and Kashmir ) - штат на севере Индии. Крупнейший город и летняя столица штата - Сринагар, зимняя столица - Джамму. Население - 12 548 926 человек (19-е место среди штатов; данные 2011 г.).

Штат расположен в Гималайских горах. Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, штатами Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге, с Пакистаном на западе и на севере. Полная или частичная принадлежность территории бывшего княжества Джамму и Кашмир Индии оспаривается Пакистаном и Китаем. В Пакистане контролируемую Индией часть штата Джамму и Кашмир считают оккупированной территорией. Контролируемая Пакистаном часть Кашмира разделена на Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан. Китай, в свою очередь, оккупирует малонаселённый, но стратегически важный район Аксайчин, а также часть высокогорных территорий.

География и климат

На территории Джамму и Кашмира расположены Кашмирская долина, долина Тави, долина Ченаб, долина Пунч, Синдская и Лиддерская долины. Главная Кашмирская долина 100 км шириной и 15 520,3 км² площадью. Горы отделяют долину от Ладакха, в то время как хребет Пир-Панджал, охватывающий Кашмир с запада и юга, отделяет штат от равнин северной Индии. На северо-востоке долины примыкают к Гималаям. Средняя высота равна приблизительно 1850 метрам, а в районе Пир Панджал 5000 метрам.

Джелам является крупной гималайской рекой, которая протекает через Кашмирскую долину. Реки Инд, Тави, Рави и Ченаб являются основными реками, протекающими через штат. В Джамму и Кашмир расположены несколько гималайских ледников. При средней высоте 5753 м над уровнем моря, ледник Сиачен длиной 70 км является длиннейшим в Гималаях.

Климат в штате Джамму и Кашмир колеблется из-за наличия высотной поясности. На юге вокруг Джамму, климат обычно муссонный, несмотря на то, что регион является западным, выпадает в среднем от 40 до 50 мм дождя в месяц в период с января по март. В жаркий сезон, в Джамму очень жарко и может доходить до 40 °C , а в июле и августе начинаются дожди, проливающие по 650 мм влаги в месяц. В сентябре количество осадков снижается, а к октябрю наступает жаркая и очень сухая погода, с минимальным количеством осадков и температурой около 29 °С.

Территории за хребтом Пир-Панджал получают влагу из облаков с Аравийского моря, Сринагар получает более 635 мм от дождя, за время влажных месяцев с марта по май примерно по 85 мм в месяц. Через главный Гималайских хребет облака не перелетают, поэтому климат Ладакха и Занскара чрезвычайно сухой и холодный. Ежегодные осадки всего лишь около 100 мм в год, а влажность воздуха очень низка. В этом регионе, почти везде выше 3000 метров над уровнем моря, а зимой очень холодно. В Занскаре, средняя температура января −20 °C , иногда до −40 °C . Все реки замерзают и местные жители используют их вместо дорог. Летом, в Ладаке и Занскаре, около 20 °С (днём), воздух сухой, а ночи холодные.

История

Карта Кашмира.

Район, известный как Джамму и Кашмир , возник, когда могольский император Акбар вторгся в Кашмир в 1586. Моголы, ведомые генералом Бхагвантом Дасом и его помощником Рамчандрой Аем, разгромили тюркского хана Юсуфа Кашмирского. Акбар назначил Рамчандру губернатором Гималайского королевства. Рамчандра основал город Джамму[источник не указан 391 день ].

В 1780 году Джамму и Кашмир был захвачен сикхами Ранджит Сингха из Лахора, и до 1846 сикхи правили областью. В 1845 году вспыхнула первая англо-сикхская война, и Гулаб Сингх держался в стороне до 1846, когда он выступил в качестве полезного посредника и доверенного советника сэра Генри Лоуренса. Были заключены два договора. Во-первых, государство Лахор (запад Пенджаба) было передано Великобритании при выплате компенсации; во-вторых, британцы передали Гулаб Сингху 75 кьят рупий за земли восточнее Инда и западнее Рави. Так образовалось княжество Джамму и Кашмир. Вскоре после смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх присоединил к эмирату Хунзу, Гилгит и Нагаре.

Ранбир Сингх взошёл на престол в 1925 году и царствовал до 1947 года. При разделе Британской Индии обе страны согласились с тем, что правителям княжеств будет предоставлено право выбора между Пакистаном или Индией или - в особых случаях - возможность оставить своё государство независимым. Правитель Кашмира Хари Сингх не захотел войти в состав ни одного из новообразуемых государств. Население княжества, в котором 90 % составляли мусульмане, было крайне недовольно деспотическим правлением, что привело к вооружённому восстанию. Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. в связи с вторжением отрядов пуштунов из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. В этих условиях махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу. Лорд Маунтбеттен согласился ввести войска при условии, что Кашмир признает себя частью Индии. Махараджа подписал бумаги, и войска были введены, результатом чего была Первая индо-пакистанская война, окончившаяся разделом Кашмира.

Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были напряжёнными, в результате чего имели место ещё три войны в Кашмире: Вторая индо-пакистанская война, Третья индо-пакистанская война, Каргильская война. Около 60 % территории бывшего княжества Джамму и Кашмир контролирует Индия. Пакистан контролирует 30 % территории княжества, на этой территории образованы провинция Азад Кашмир и Северная Провинция. Китай оккупировал 10 % территории региона в 1962 году.

В восточной части бывшего княжества Кашмир также происходили пограничные конфликты. В конце XIX и начале XX веков между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией были подписаны пограничные соглашения о северной границе Кашмира, с которыми Китай был не согласен. Официальная китайская позиция не изменилась и с приходом к власти коммунистов в 1949 году. К середине 1950-х китайская армия вошла в северо-восточную часть Ладакха. В 1956-57 китайцы завершили военную дорогу через Аксай Чин для улучшения связи между Синьцзяном и западным Тибетом. Запоздалое открытие Индией факта постройки этой дороги привело к китайско-индийским пограничным военным столкновениям в октябре 1962. Китай полностью оккупировал Аксай Чин к 1962 году, а прилегающие районы Транс-Каракорумского тракта Пакистан передал Китаю в 1963 году.

В период между 1957 годом, когда штат принял свою собственную конституцию, и смертью шейха Абдуллы в 1982 году, штат колебался между стабильностью и недовольством. В 1987 в Кашмире произошло восстание, связанное с предполагаемой фальсификацией результатов выборов правительства Индии. После этого в регионе продолжался длительный кровавый конфликт между боевиками и индийской армией. И боевики, и армия были обвинены в широкомасштабных нарушениях прав человека и грабежах. Тем не менее с 1996 года и по настоящее время боевые действия прекратились и мирная жизнь постепенно восстанавливается.

Культура

Ладакх знаменит своей уникальной индо-тибетской культурой. Песнопения на санскрите и тибетском известны в Ладаке. Ежегодные фестивали танцев в масках, ткачество и стрельбы из лука являются важной составной частью традиционной жизни в Ладакхе. Ладакхская кухня имеет много общего с тибетской кухней, известен Тхукпа - суп из лапши, и Цампа, известная в Ладаке как нгампе - жаренная ячменная мука.

Шикары часто встречаются на озёрах и реках Кашмира

В Думхал знаменитый танец в Кашмирской долине, исполняемый мужчинами из области Ваттал. Женщины исполняют роуфф и другие традиционные народные танцы. Шикара , традиционная деревянная лодка, и Дом на воде часто встречается на различных озёрах и реках по всей долине. Согласно Конституции Индии людям из других штатов не позволяется приобретать землю Джамму и Кашмира в собственность. Как следствие, Дома на воде стали популярны среди тех, кто не может купить землю в долине, и в настоящее время стали неотъемлемой частью Кашмирской жизни. Кава , традиционный зелёный чай с пряностями и миндалем, потребляется в течение всего дня во время холодных кашмирских зим. Большинство зданий в долине Кашмира и Ладакхе изготавливаются из хвойных деревьев. Влияние индийской, Тибетской и исламской архитектуры.

Культура Джамму похожа на Пенджабе и Химачал-Прадеш. Традиционные фестивали Панджаби, такие как Лохри и Вайсакхи отмечается с большим рвением и энтузиазмом во всем регионе. После Доргав Гуджджары образуют вторую по величине этническую группу в Джамму. Известные своим полу-кочевым образ жизни, Гуджджары также живут в большом количестве в Кашмирской долине. Подобно Гуджджарам, Гаддисы главным образом пастухи, которые переселились из в Химачал-Прадеша. Гаддисы славятся своей игрой на флейте. Баккарвала кочуют по склонам Гималаев со стадами коз и овец.

Символика флага

Местный плуг на флаге - символ труда, а три полосы представляют три провинции штата.

Кашмир в Индии (Другие названия: Кашмири, Догри, Ладакхи, Балти, Годжри, Пунчи/Чибхали, Шина, Деванагари) - это спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в .

Раздел Кашмира не закреплён официальными соглашениями о границах, а сам регион является очагом напряжения между занимающими его странами, прежде всего Индией и Пакистаном. Некоторые ошибочно считают, что Кашмир это город, штат или даже – страна, но на самом деле Кашмир – это ни то ни другое.

Политическая ситуация в регионе Кашмир в Индии еще не стабилизировалась до сих пор, причём её ещё более осложняют сепаратистские настроения самих кашмирцев. Военные столкновений не случалось уже давно, однако солдаты здесь попадаются на каждом шагу.

Значительная часть столицы Кашмира – Сринагара – расположена на воде : судёнышки поменьше служат домами, на больших лодках и в постройках, опирающихся на сваи, располагаются магазины.


Фото Озера Дал

Кашмир знаменит своим шафраном (эта область является одной из двух мест в Индии, где производят эту ценную приправу), которую получают из растёртых тычинок и рылец пестиков посевного.

Погода в Кашмире

С января по март (в сухой период) дуют холодные северо-восточные пассаты. Ещё выше горные склоны покрыты зарослями рододендронов. В дельтах большей части рек и на побережье произрастают мангровые заросли. В Индии водится большое количество эндемических видов животных, например индийская антилопа (гарна), индийский буйвол (арни) или индийский однорогий носорог.


В располагаются знаменитые Врата Индии, возведенные в начале XX века. Величественная арка из жёлтого базальта является местом, где горожане или туристы традиционно назначают встречи.

В ведутся работы по сохранению вымирающего бенгальского тигра, а в здешнем ботаническом саду находятся более 1700 видов растений, в том числе многие виды бамбука, орхидеи и пальмы. Индийцы владеют секретами дрессировки кобр. Заклинатель гипнотизирует змею игрой на флейте (на самом деле секрет заключается в ритмичных движениях факира).


Современная жизнь Кашмира

Индийские слоны издавна используются для перевозки людей, а также в качестве тягловой и вьючной силы. Впрочем, этих животных привлекают и к выполнению более сложных заданий – например, они своими мощными хоботами поднимают различные тяжести. Люди, как правило, приручают животных, родившихся на свободе, поскольку в неволе слоны размножаются плохо.

В Агре расположен знаменитый , который считают самым великолепным из сохранившихся произведений мусульманской архитектуры в Индии . Здание было возведено в XVII столетии по указанию индийского правителя Шах-Джахана над могилой его любимой жены Мумтаз-Махал. Немало индийцев не имеют жилья и ночуют просто на улице.

Городские службы зачастую не в состоянии справится с горами мусора, а во многих районах отсутствует канализация . Здесь нередки вспышки болезней, давно забытых в цивилизованном мире – таких, например, как проказа или холера. Повсюду снуют толпы людей, а всеобщую неразбериху усиливают бродящие по улицам животные – коровы, козы, обезьяны и слоны. Во многих районах самым надёжным видом транспорта на узких людных улицах остаются традиционные рикши.

На расположенном неподалёку от Бомбея (11 км на восток) Слоновьем острове Элефанта находятся индуистские скальные святыни, высеченные, вероятнее всего, примерно в VIII ст. Остров получил название из-за каменной фигуры слона, некогда стоявшей у входа в пещеры. Сегодня путь к храму обозначают установленные вдоль дороги небольшие фигуры слонов.

В одном из храмов находится огромная глыба, которую легенда наделяет чудотворной силой: тот, кто коснётся этого камня и произнесёт желание, может быть уверен в его исполнении. Через расположенный на севере страны город Варанаси, или Бенарес, протекает священная река индуистов – Ганг. Ежегодно для совершения ритуального омовения сюда прибывают миллионы паломников.

Долина Инда была колыбелью первой цивилизации, зародившейся на территории этой страны. Отличавшаяся высоким уровнем урбанизации хараппская цивилизация сформировалась в III – II тысячелетии до нашей эры; к сожалению, до нашего времени сохранились лишь . Сейчас в этом районе Кашмира располагаются в основном плантации риса.

Читайте далее:

Вместо предисловия. Диалог с местным на подъезде к Кашмиру:

Я три месяца не был в Индии, вот ездил на неделю

Чувак, мы тебя может огорчим, но мы как бы все еще в Индии

Нет, Кашмир это не Индия

И это оказалось правдой. Ну, или почти правдой.

Джамму и Кашмир — севернее уже некуда. Верхний край Индии Мечтала попасть в Ладакх (административно он относится к этому же штату), но раньше июня дорогу не откроют, а столько ждать я не могу.

Штат Джамму и Кашмир расположен в Гималаях, и именно из-за него отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными уже много лет.

После ухода британцев из Индии территорию бывшей Британской Индии поделили на Индию и Пакистан. Кашмир делят до сих пор. Часть осталась в Пакистане, часть отхватил Китай, но большинство территорий контролирует Индия.

Раньше было напряженно, въезд в штат для иностранцев был закрыт. Войны, теракты и всякие нехорошие вещи, но сейчас поспокойнее. Можно ехать.

Сначала мы с Барбарой приехали в Джамму , с планами разобраться на месте и решить куда дальше. Разницу между индийской Индией и Джамму мы почувствовали сразу же, еще на вокзале. Ну, во-первых наши делийские сим карты здесь больше не работают, но это мелочи.

Пытаемся узнать про автобус — какое там, тут не то что на английском, на хинди даже не говорят. И даже не пытаются) Это было странно. Мы привыкли к тому, что индусы тебе десять раз повторят, скажут «мадам, это ваш автобус», даже когда ты уже в нем сидишь. Что все хотят помочь, даже когда нам это не нужно.

Тут же на нас вообще всем пофиг, бесполезно спрашивать работников вокзала, водителей и продавцов билетов — они либо правда ничего не знают, либо прикидываются. Скорее второе)

Дорога из Джамму до столицы штата Шринагар занимает 12 часов на автобусе или 8-9 часов на джипе. Все равно далеко) Автобус стоит от 400 до 500 рупий в зависимости от комфортабельности автобуса (замечу, самый лучший — это наименее худший )

Мы хотели уехать утром на автобусе, но в этот день были какие-то забастовки и ничего не ходило. Оно и к лучшему, потому что после ночного переезда Манали — Джамму наши лица были нежно-салатого цвета, и день на «отлежаться» иногда бывает очень кстати.

Поехали след утром на джипе — сторговались за 450 рупий с человека за место в семиместной машине. Всяко лучше, чем в автобусе трястись.

Дорога прекрасна, точнее дорога ужасна, а виды прекрасны. Серпантины, горы кругом, весна.

Остановились на чай.

Вы хотите попробовать традиционный кашмирский чай?

Да мы всегда за, давай наливай

Сначала смутил цвет — слишком темный по сравнению с привычным индийским молочным чаем. А на вкус он оказался омерзительно соленым

Сам по себе соленый чай не так уж и страшен — мы пробовали его в Монголии и у тибетцев, но этот мне пришлось выплюнуть. Невкусный))

Чем ближе к Кашмиру, тем больше военных. В касках, с автоматами, все как положено. Наконец въезжаем на перевал, отмечаемся на чек посту, получаем для выезда и «книгу жалоб» — если какие проблемы будут, напишите и на обратном пути отдадите нам, а мы разберемся.

Часов в семь вечера мы приехали в Шринагар . Столица штата, самый неиндийский город в Индии который я видела. Начнем с того, что штат мусульманский, то есть кругом мечети, мужчины с бородами и в белых шапочках и косые взгляды на наши непокрытые головы.

Центр города — озеро Дал, на котором больше сотни хаусботов, и там можно жить)

Хаусбот — это плавучий дом, на воде. Очень популярный вид размещения в городе — еще бы, зачем нам комната в гестхаусе, когда можно жить на большой лодке с теми же удобствами.

Хаусботы появились в Шринагаре еще в 19 веке. Их начали строить англичане, которым ограничили права на покупку домов, опасаясь усиления британского присутствия в Кашмире.

А потом и кашмирцы подхватили идею. И вот теперь это местная фишка, а ведь действительно прикольно!))

Мы поселились на хаусботе Dulsedodum у Али (его контакт у нас был еще с Джамму), сговорившись платить по 250 рупий в день с человека за комнату, завтрак, ужин и доставку нас на маленькой лодочке с берега домой и обратно.

В этот день мы уже никуда не пошли. Было холодно и мокро, а одеяла такие мягкие, и кровать с подогревом)) Легкий ужин рисом с карри, и спать.

Утро. Йога на крыше, свежесть, тучки. Это Чача, наливает Барбаре чай. Завтрак у нас!

Кашмирский хлеб с маслом, чай без молока (соскучились мы по простому чаю), вареные яйца.

После Али организовал для нас небольшую прогулку на лодке по озеру. От нас требовалось поехать посмотреть магазин с коврами, покупать не обязательно

Начало апреля — не лучшее время для посещения Шринагара. Погода еще не установилась, «дождит», ветер, ночами холодно.

Из плюсов — туристов пока мало, тихо и спокойно.

Озеро красивое, и горы видать когда облака раздувает

А хаусботы не кончаются:

Есть совсем маленькие, на две комнаты, если большие типа «люкс»

Плавучие магазины — нормальная вещь на озере. Все самое необходимое

Возвращаемся домой

Озеро, горы, тишина.

Тишина правда только по утрам, наш дом был совсем рядом от главной дороги. Можно селиться подальше, даже наверное лучше.

Весла в форме сердца:

На озере помимо туристов по-прежнему живут местные, не так много но все же.

Некоторые дома стоят на земле, но очень близко к воде:

Машина здесь ни к чему:

Али перевозит нас с большой земли домой, на хаусбот:

На третью ночь нас переселили в другую комнату, ее я успела сфотать до того как мы закидали ее своими вещами:

Прогулки по городу:

Булочная:

Мечетей в Шринагаре много, мы сходили только в одну. Зато в самую красивую.

Игрушечная Jamiya mosque — с искусной резьбой, разноцветными фасадами и декором из папье маше.

Женщин внутрь не пускают, мы наблюдали из окошка

Продавец фруктов:

Зашли выпить чай

Девочка с лепешкой

Улочки старого города:

И никак не пойму, где же мы все-таки находимся?

Что-то на арабском:

Кашмирская бабушка

Молодежь:

Мужчина в традиционной одежде:

Просто дедушка:

Три дня в Шринагаре для нас оказалось более чем достаточно. Снова в джип, снова долгая дорога до Джамму, ночевка в сикхском храме и поезд в Чандигар.

Так приятно снова оказаться в индийской Индии с ее раздолбайством и доброжелательностью. Индуизм нас сейчас явно радует больше чем мусульманство. И все-таки было хорошо, не зря скатались.

Пишу из Дели, праздновали Пасху сегодня с индусами католиками (да, и такое бывает ) а завтра Барбара летит домой. Я же двину , посмотрим что там!

Кашмир - одна из наиболее сияющих драгоценностей в короне Индии. Однажды посетив это место, понимаешь, что здесь сказочная мечта воплощается в незабываемой реальности. Здесь Вы сможете насладиться великолепием индийской природы в сочетании с заснеженными горными вершинами.

Согласно древней легенде, когда-то в незапамятные времена между Средними и Большими Гималаями было огромное озеро. Могущественные Боги осушили его и заполнили живописными лесами, синими озерами и благоухающими цветами. Так появилась Кашмирская долина – одно из самых прекрасных мест на земле - воздух звенит, словно горный хрусталь, а раскидистые сады рассказывают удивительные истории о Великих Моголах, которые оставили здесь свое сердце.

Кашмир называют индийской Венецией – десятки плавучих отелей покачиваются на плавных водах озер и каналов. Путешествие на лодке-шикхаре – одна из самых романтичных и впечатляющих экскурсий. Украшением столицы штата по праву считаются уникальные озера: Дал, Нагин и Анчар. Озеро Дал обрамлено горными кряжами, амфитеатром спускающимися к водной глади. Плавучие огороды сменяются плантациями розовых лотосов, в зарослях которых снуют молодые утята. Многоцветие зеленых лугов, склоны гор, погруженных в тишину, нарушаемую лишь перезвоном колокольчиков неторопливо бредущих коров… идеальная картина для вдохновения.

Столица штата, расположена в живописной долине около лотосового озера, наполненного хрустальной водой горных ледников. Шринагар – это не только давних лет фруктовых садов, это и террасные Могольские сады, «трон Соломона», могила Моисея, Шивалингам в пещере Амарнатх и беломраморная мечеть Хазратбал. Существуют многочисленные свидетельства о том, что тело Иисуса покоится именно здесь - в центре Шринагара, в усыпальнице Розабал. Всемирную славу этому штату принесли кашмирские шали и ковры, изделия мастеров-резчиков по дереву и металлу, драгоценные камни и ювелирные украшения.

Кашмир, спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента.

Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км.

Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном — на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.

Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км.

В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад («свободный») Кашмир.

Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км.

Остальную часть занимает индийский штата Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.

Исторические факты

Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого - Ашоке - распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность.

Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819).

Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром.

Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой.

Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 «Закона об управлении Индией». Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию.

В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено.

В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума.

В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеш из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира.

В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана.

Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира.

В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.

Джамму и Кашмир - самый северный индийский штат и один из самых популярных среди любителей активного отдыха. Это необычайно притягательный край лесов, ледяных горных вершин, прозрачных ручьев и рек.

Многие пешеходные маршруты начинаются в столице штата – городе Сринагаре. Главные из них - в синие горы Забарван и Шанкарачарья. Три другие основные туристические базы - это Пахалгам (100 км от Сринагара) в долине Лиддер, откуда маршруты ведут в священный Амарнахт, Ару, Лиддерват и к ледниковым озерам Тарсар и Тулиан; Гулмарг (51 км от Сринагара), откуда можно отправиться в поход к хрустальным шпилям Апхарват и Альпатер, горным озерам Вишансар и Гангабал и леднику Тадживас; Сунамарг, город в долине Синдх, база для отправляющихся в окружающие его горы.

Сринагар еще и начало дороги на удаленное плато Ла-дакх, в страну неутихающих ветров, родину диких мулов и яков, где склоны гор украшены самыми большими ледниками за пределами полярной зоны. Лех, столица области, лежит на древнем шелковом пути, и отсюда идут живописные маршруты по замечательной красоты местам.

Географические особенности

Строение поверхности и климат.

  1. В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению.
  2. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие.
  3. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м).
  4. За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м над у.м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р.Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар.
  5. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка гора Нункун, 7135 м).
  6. Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда.
  7. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем.
  8. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м над у.м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов.
  9. В высокогорных районах Кашмира широко развито современное оледенение. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. кв. км. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 кв. км), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы дендритового типа состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р.Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому имеется опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали.
  10. В Больших Гималаях тоже имеется значительное число ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь ок. 300 кв. км).
  11. Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм,в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лехе в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель.
  12. Сельское хозяйство в северных районах Кашмирах сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет -1° С, июля +21° С.

Население

Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джиму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джиму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек.

В Кашмире расселены несколько народностей.

Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи.

В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения - ладакхи и балти - исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане.

В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки - кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.

Экономика

В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше.

Транспорт

Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар - Джамму - Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар - Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией.

В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте.

На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м).

В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.

Достопримечательности

В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни.

  1. Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда.
  2. Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму.
  3. Буддийские часовни и монастыри («гомпы») многочисленны в Ладакхе.
  4. На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16-17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько «садов»-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре.
  5. На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата - университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).

Кашмир

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук,
старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии
Московского педагогического государственного университета

Джамму и Кашмир - спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии - ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном - на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.
Вот уже более 50 лет Кашмир служит ареной вооруженных столкновений между Индией и Пакистаном. Причина этому - геополитическое положение Кашмира на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта территория имеет жизненно важное значение. Горы Кашмира господствуют над Пенджабской равниной, где проживает более 100 млн человек и где располагается крупная продовольственная база Индии и Пакистана. Именно здесь, в Пенджабе, находятся крупнейшие города и промышленные центры этих государств, в том числе их столицы - Дели и Исламабад. Обстановка в индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Без контроля над Кашмиром удержать Пенджаб в составе республики правительству Индии будет очень сложно. Для Китая восточный Кашмир - это единственная связь с западной частью Тибета, одной из самых неспокойных провинций, ослабить контроль над которой китайское руководство никогда не согласится.

В настоящее время территория исторического княжества Кашмир на севере Южной Азии в политическом плане де-факто подразделяется на три зоны.

Азад Кашмир

Непризнанное самопровозглашенное государство, целиком контролируется Пакистаном и зачастую включается в территорию этой страны.

Территория - 13 тыс. км 2
Население - 3,6 млн чел. (2002) *
Столицей провозглашен Музаффарабад (19 тыс. жит., 2002)
Официальным языком считается урду
Административное деление - 5 округов

Северные территории

Районы бывшего княжества Кашмир, оккупированные Пакистаном в конце 40-х годов ХХ в.

Территория - 72,5 тыс. км 2
Население - 1 млн чел. (2002)
Административный центр - Гилгит (9 тыс. чел., 2002)
Официальный язык - урду

Джамму и Кашмир

Один из 28 штатов Индии. Официальные индийские власти включают в его состав Азад Кашмир и Северные территории, но ниже приведены данные по той части территории штата, которая контролируется Индией

Территория - 101,4 тыс. км 2
Население - 10,5 млн чел. (2002)
Столица - Сринагар (летняя, с мая по октябрь, 930 тыс. чел, 2002), Джамму (зимняя, с ноября по апрель, 393 тыс. чел, 2002)
Официальные языки - урду, кашмири и хинди
Административное деление - 14 округов

Рельеф и климат

В пределах Кашмира можно выделить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагар на берегу р. Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка - гора Нункун - 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, обращенную вогнутой стороной к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и даже отвесных склонов.

Северные территории.
Хребты Каракорума

В высокогорных районах Кашмира много ледников. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. км 2 . Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 км 2), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р. Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому есть опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже много ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь около 300 км 2).
Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лех в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет –1 °С, июля +21 °С.

Территориальная структура Кашмира

До раздела в 1947 г. индийское княжество Кашмир занимало площадь 222 тыс. км 2 , но уже долгие годы эта территория поделена на сферы влияния Индии, Пакистана и Китая. Индия предъявляет права на всю территорию Кашмира, а Пакистан и Китай их оспаривают. Причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время практически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 85 тыс. км 2 . В административном отношении из этой территории выделены так называемый Азад («Свободный») Кашмир - не признанное мировым сообществом государство и особая административная единица Пакистана - Северные Территории. Под контролем Китая находится 45,5 тыс. км 2 . Это плато Аксайчин. Таким образом, Индии фактически принадлежит всего около 101 тыс. км 2 территории, которая образует штат Джамму и Кашмир. В штате две столицы: Сринагар - летняя и Джамму - зимняя.
Часто территорию Кашмира делят на четыре области, каждая из которых отличается от других своими природными условиями, историей, этническим и религиозным составом населения. В первую входят индийская провинция Кашмир (северная часть штата Джамму и Кашмир) и находящийся под контролем Пакистана Азад Кашмир. Здесь расположен самый большой город штата - Сринагар.
Вторая область - это индийская провинция Джамму (южная часть штата Джамму и Кашмир), самая густонаселенная часть Кашмира. Здесь находится второй по величине город штата, его зимняя столица Джамму.
Третью область составляет провинция Ладакх (восточная, высокогорная часть индийского штата) и территории, находящиеся под контролем Китая (Аксайчин).
К четвертой области относят Северные Территории (бывшее Гилгитское агентство), контролируемые Пакистаном.

Население

Достоверные данные о численности населения имеются лишь для индийского штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 2001 г. зафиксировала на этой территории 10 070 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами идет урбанизация. Значительно выросло за счет притока крестьян и беженцев население обеих столиц Кашмира - Джамму (317,2 тыс. жителей 1) и Сринагара (786,4 тыс. жителей 1). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабад, в 2000 г. проживали 3,6 млн человек.
В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к caмым распространенным в регионе. Кроме догров в этом районе живут гуджоры (около 1/3 населения). Жители этого района преимущественно индуисты (64%) и мусульмане-сунниты (32%), конфессиональное меньшинство образуют сикхи (3%). Догры исповедуют индуизм и религию сикхов, а гиджоры - ислам.
В Ладакхе большинство населения (54%) составляют народы тибетского происхождения - ладакхи и балти, исповедующие буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В индийском Кашмире они составляют более 92% населения, а в Азад Кашмире и Северных Территориях - около 99%. Остальная часть населения - в основном индуисты: это кашмирские брахманы (пандиты), а также выходцы из провинции Джамму.
Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане, они составляют здесь 64%. В Кашмирской долине основным этническим субстратом являются кашмирцы, основные языки - кашмири и урду.

1 По переписи населения 2001 г.

Исторические корни конфликта

Пастушка в индийской
части Кашмира

Многие конфликты в Азии имеют многовековую историю. Проблема Джамму и Кашмира не является исключением - ей более 1000 лет.
В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира - кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты. Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.) в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII-VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.
В VIII в. недалеко от Сринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи. С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру-Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.
После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. - в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.
Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину - уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.
В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Старинный форт
в Музаффарабаде -
административном центре
Азад Кашмира

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх - лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте - Индией и Пакистаном.
В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира - Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

Окончание следует

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то