Кайлас — священная гора Тибета. Самые интересные факты и тайны горы кайлас Тибет гора кайлас город богов

«В этом диком краю редко бывали чужеземцы.
Местами мы могли смотреть через границу Тибета и видеть гору Кайлас.
Хотя высота Кайласа всего 6666 метров, индуисты и буддисты
считают ее самой священной из всех гималайских вершин.
Возле нее находится большое озеро Манасаровар, также священное, и знаменитый монастырь.
Во все времена сюда приходили паломники из самых отдаленных частей Азии».
Тенцинг Ногрей, покоритель Эвереста.

Факт №1. Множество имен

Гора Кайлас (Кайлаш) является одной из самых таинственных мест на нашей планете.
Она известна и под другими именами: европейцы называется её Кайлас, китайцы - Гандисышань (冈底斯山) либо Ганжэньбоци (冈仁波齐), в традиции бон ее название - Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ; gangs rin p- che) – «Драгоценная снежная». Множество интересных тайн и легенд про Кайлас не оставляют равнодушными людей, как паломников, так и исследователей.



Факт №2. Центр 4-ех религий

Гора Кайлас - это священный центр 4х религий: индуизма, джайнизма, тибетской религии Бон и буддизма. Мечта каждого индуиста - хоть раз в жизни увидеть Кайлас собственными глазами. С этим желанием связаны серьезные ограничения визового плана, выдаваемые Китаем для индусов, желающих побывать в этих местах. В Ведах (древних текстах этой религии) гора Кайлас - излюбленное место пребывания Шивы (космического сознания, олицетворяющего собой мужское начало Вселенной).
Тибетская древняя религия Бон считает гору Кайлас местом возникновения жизни во Вселенной и средоточием силы. По их преданиям, именно здесь расположена мистическая страна Шангшунг (Шамбала), а первый мастер джайна Тонгпа Шенраб спустился в мир именно с Кайласа.

Буддисты почитают эту гору как обитель Будды в одной из главных инкарнаций - Самвара. Поэтому каждый год во время буддистского религиозного праздника Весак (другие названия - Сага Дава, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал), посвященного просветлению Будды Гаутамы, у подножия горы Кайлас со всего мира собираются тысячи паломников и туристов.

Факт №3. Начало 4-ех рек

Согласно индуистской мифологии на склонах горы Кайлас берут свое начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Брахмапутра, Сатледж и Карнали. Джайны считают, что у горы Кайлас их первый святой Джина Махавира достиг просветления, после чего основал собственное учение - джайнизм.



Факт №4. Символ свастики из тени

Гора свастики - еще одно название Кайласа. Появление этого названия связано с рисунком, который образуют две трещины на южной ее стороне. В вечернее время тень, отбрасываемая выступами скалы, вырисовывает на ней громадное изображение свастики. Свастика - священный символ для многих народов мира. В Индии, например, свастика рассматривается как солярный знак - символ жизни, света, щедрости и изобилия, тесно связанный с культом бога Агни. В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Свастика - один из символов Джайнизма.



Факт №5. Ориентация на стороны света

Гора Кайлас имеет пирамидальную форму, строго ориентированную по сторонам света. Имеются также данные, позволяющие предполагать наличие пустот как в самой горе, так и у ее подножия. Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением горы и ее тайн утверждают: Кайлас - неприродное искусственное образование, возведенное в далекой древности неизвестно кем и с какой целью. Возможно что это какой-то комплекс, пирамиды.

Факт №6. Освобождение от грехов

В религии Бон и индуизме существует легенда, которая гласит: обход вокруг Кайласа (кора) позволяет очиститься от всех грехов, совершенных в данной жизни. Если кора совершена 13 раз, совершивший ее паломник гарантированно не попадает в Ад, совершивший кору 108 раз – вырывается из круга перерождений и достигает степени просветления Будды. Кора, совершенная в полнолуние, считается за две. Именно поэтому вокруг горы сегодня всегда имеется множество паломников, совершающих свой путь искупления грехов.

Факт №6. Восхождение на Кайлас невозможно

Гора Кайлас - закрыта для альпинистов: ни один человек еще не побывал на ее вершине. Связано это не только с тем, что официально восхождения на нее запрещены. Ходят легенды о том, что Кайлас способен непостижимым образом изменять желание альпинистов о восхождении, тем самым никого к себе не допуская. Те, кто приближается к ней слишком близко, и те, кто намерен взобраться на ее вершину, внезапно получают установку идти в обратном направлении.
Так это или нет, но до сих пор вершина горы остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент.
В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение (пермит) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору так и не смогла. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа и испанцам пришлось отступить.

Факт №7. Зеркала Времени на поверхности Кайлас

Еще одной загадкой Кайласа, вокруг которой идут многочисленные споры и суждения, является зеркала времени. Под ними подразумевается множество скал, расположенных вблизи Кайласа, имеющих гладкую или вогнутую поверхность. Созданы ли эти поверхности искусственно в далекой древности или являются игрой природы, до сих пор не известно.

Существует предположение о том, что данные образования являются своеобразными «зеркалами Козырева» - вогнутые зеркала, в фокусе которых может изменяться скорость течения времени. Человек, попадающий в фокус такого зеркала, может испытывать различные аномальные и психофизические ощущения. По мнению Мулдашева, зеркала вокруг Кайласа размещены по определенной системе по отношению друг к другу, что создает нечто вроде «машины времени», способной переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры.


Факт №8. Озера Манасаровар и Ракшас Таль - такие близкие, но такие разные

Два озера, находящихся у подножия горы Ракшас Таль и Манасаровар расположены рядом и разделены между собой лишь небольшим перешейком. Тем не менее, оба этих озера разительно отличаются друг от друга, что представляет собой еще одну загадку Кайласа.




Воды озера Манасаровар, почитаемого тибетцами как священного, пресные. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Отсюда пошло и его название: на санскрите «Manas sarovara» означает «Озеро Сознания» от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). По одной из буддистских легенд это озеро является тем самым легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Манасаровар, также как и Кайлас, является местом паломничества, вокруг которого также совершается ритуальный обход – кора с целью очистки кармы. Паломники приезжают сюда, чтобы принять церемониальные ванны в очистительных водах Манасаровара. Считается, что это озеро - место, где обитает «чистота», в придонном его слое, у северо-западного берега, вода является живой. Тот, кто касается священной земли Манасаровара или купается в этом озере, обязательно попадет в рай. Тот, кто выпьет воды из озера - поднимется на небеса к Богу Шиве и очистится от своих грехов. Поэтому Манасаровар считается самым священным, почитаемым и известным озером во всей Азии. Кора вокруг священного озера составляет 100 км.


Озеро Манасаровар

Озеро Ракшас

Рядом с Манасаровар расположено соленоватое мертвое озеро Ракшас таль (также Лангак, Ракас, Ланга Цо (кит. упр. 拉昂错, пиньинь: Lā’áng Cuò) . В индуистской мифологии это озеро было создано повелителем ракшасов демоном Раваной и на этом озере находился специальный остров, где Равана каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов. На десятый день Шива дал Раване сверхсилы. Озеро Ланга Цо ставится в противопоставление созданному богами озеру Манасаровар. Манасаровар имеет круглую форму, а Ланга-Цо вытянуто в виде месяца, что символизирует свет и тьму соответственно. Касаться воды мертвого озера по местным обычаям запрещено, т.к. это может принести несчастье.
Количество легенд, историй и различных преданий, связанных с этим местом - просто огромно: вряд ли какое-то из других мест нашей планеты может похвастаться таким количеством тайн и загадок.

В мире существует много уникальных мест, которые привлекают внимание ученых и путешественников. Одним из таких является самая загадочная возвышенность Тибета — Кайлас. Кроме того, многие представители восточной религии считают данную территорию символом высшего божества. Читайте дальше, чтобы узнать об интересных фактах и мистических историях, связанный с горным массивом Китайской Народной Республики.

Mount Kailash (Кайлас) — легендарный горный массив, который считают духовным центром Земли и объектом культового поклонения. Гора признана священной среди четырех религий: буддизм, индуизм, бон и джайнизм. Паломники со всего мира приезжают к горе, чтобы совершить специальных ритуал.

Индуисты считают ее горой богов. По их мнению, именно здесь великий Шива проводит большую часть своего времени. Согласно верованиям и убеждениям буддистов, гора — жилище Будды. Он сошёл на Землю в образе Самвара. Сторонники джайнизма утверждают, что на этой горе первый святой освободился от земных уз и всего мирского. Представители религии бон убеждены, что в священной горе сосредоточена жизненная сила планеты.

Как выглядит Кайлас

Кайлас имеет четырехгранную форму, чем внешне напоминает древнегреческую пирамиду, грани которой направленны на стороны света. Кайлас и горы, которые расположились по соседству образуют систему природных пирамид. Они значительно крупнее древних пирамид Египта, Китая, а также подводных пирамид Йонагуни.

Вершина возвышенности укрыта толстым слоем снега. Он не тает даже летом. Трещины, образованные с южной стороны горного массива — сами по себе загадка. Возможно, они образовались в процессе землетрясений, но выглядит так, как будто кто-то искусственно их создал по собственному воображению.

Священный Кайлас: мистика и реальность

Тибет — место, где случаются невероятные чудеса. Многие ученые предполагают, что в середине горы Кайлас есть несколько таинственных комнат. В одной из них находится легендарный черный камень, который способен превращать мечты в реальность. Кристалл посылает вибрации Космоса, которые делают людей благородными, способствуют их духовному развитию. Мистики утверждают, что внутри горной пирамиды живут предки. Они находятся в состоянии самадхи. Ещё считается, что здесь сохранен генофонд времен Атлантиды. Другая версия — в усыпальнице, связанной с Кайлас туннелем, живут Христос, Будда и Кришна. Боги придут в себя в тяжелые для Земли времена.

Феномены горы Кайлас

Кайлас считается самой крупной точкой, где сконцентрирована энергия всей планеты. Уникальность горного массива заключается в том, что близко к нему расположены сооружения необычной формы. В советские времена проводилась разработка „машины времени“. Придумывались различные механизмы, с помощью которых люди якобы могут перемещаться в разные промежутки времени. Российский гений Николай Козарев изобрел „систему зеркал“.

Ее суть заключается в том, что согнутая зеркальная спираль, внутри которой сидит человек, отображает физическое время. При этом она способна фокусировать различные виды излучения. Как оказалось, внутри приспособления время протекало значительно быстрее, чем за ее пределами. После проведенных исследований было принято решение закрыть разработку. Люди, над которыми проводились опыты, начали видеть прошлое, НЛО и многое другое.

Горный массив напоминает ту самую „машину времени“, только в больших размерах. Многие представители духовенства подтверждают, что здесь присутствует такой феномен, как „деформация времени“. Однажды группа исследователей отправилась на Кайлас проводить священный обход вокруг горы. Стало удивительным, что после 12 часового путешествия они постарели на целых два года. Это говорит о том, что жизнь человека в данной местности протекает намного быстрее. Даже медитации йогов занимают по несколько дней.

Гора Кайлас: загадка числа 6666

Из-за разных методик измерения высоты не известна точная высота Кайлас. Многие исследователи утверждают, что высота горы составляет 6666 метров. Такое же расстояние от горы до Северного полюса и до монумента Сатледж. До Южного 13332 метра (6 666*2). Другие ученые опровергают данный факт, поскольку Гималаи сравнительно молодые горы, и не могут расти больше чем полсантиметра в год.

10 загадочных фактов и открытий о горе Кайлас

  1. Кайлас — одно из таинственных мест на Земле, высота которой считается загадкой — 6666 м.
  2. Кайлас, остров Пасхи, пирамиды Инков и Египта расположены на одной линии.
  3. В данной местности стремительно стареет человеческое тело. Быстро растут ногти, борода и волосы.
  4. Гора имеет форму, напоминающую пирамиду.
  5. Внешне гора укрыта двумя гребнями, которые в темное время суток тенями от выступов скалы образуют изображение свастики — древнего буддийского символа.
  6. До настоящего момента никто не смог покорить вершину горы.
  7. Возле Кайлас находится два озера: Манасаровар -„живое озеро“ и Ракшас -„мертвое озеро“, которое считается проклятым. Между собой они разделены тонким перешейком.
  8. Многие считают, что гора была построена в глубокой древности искусственным способом, для достижения определенных целей. Внутри и у подножья возвышенности находятся пустоты.
  9. На территории Кайлас находится Саркофаг Нанду. Согласно древним легендам Китая, здесь обитают Иисус, Конфуций и другие мудрецы. В случае гибели цивилизации они будут продолжать генофонд человечества.

Ритуальные обходы вокруг горы Кайлас

Обход вокруг горы — это священный ритуал. Его называют кора или парикрама. После проведения этого ритуала человек обретает особую божественную силу. Небольшое количество буддистов, джайнистов и представителей религии бон съезжаются сюда в полнолуние четвертого тибетского месяца. Считается, что тот кто совершит данный обряд 13 раз, навсегда избавится от земных страданий. Кому удастся обойти Кайлас 108 раз, тот сможет приблизиться к душевному состоянию Будды. Многие пилигримы совершают омовение в „Озере Сознания и Просветления“, расположенном неподалеку озера Манасаровар.

Сам процесс обхода занимает в среднем три дня. Длина маршрута составляет 52 км. Дорога усыпана камнями, каждый из которых обладает особенной энергетикой. Паломники верят, что в них живут души богов. В первый день человек ощущает легкость и душевный подъем. На следующий день обхода наступает сложный период. Говорят, можно почувствовать присутствие смерти. Многие впадают в транс и ощущают свое тело на вершине Кайлас.

Как правило, буддисты и джайнисты совершают обход в сторону солнца, а сторонники религии бон всегда идут в противоположную сторону. Среди альпинистов ходят легенды, что их коллеги, которые притворились паломниками через некоторое время потеряли рассудок, а затем скончались в психиатрической больнице. В процессе совершения ритуального обхода пика, они тайно свернули в другую сторону для восхождения на Кайлас.

Гора Кайлас на карте

Кайлас находится на юге Цинхай-Тибетского нагорья, которое относится к территории КНР и входит в систему Гималайских гор. Она расположена среди шести величественных хребтов, которые символизируют священный цветок лотоса. Сторонники индуизма полагают, что с ее склонов начинаются четыре большие реки: Брахмапутра, Гхагхара, Инд и Сатледж. Они делят мир на четыре части.Ученые утверждают, что данное мнение является ошибочным. Свои выводы они обосновывают снимками, сделанными со спутников.

На них четко видно, что ледниковые воды Кайлас впадают в одно озеро из которого вытекает лишь Сатледж. Данная местность малодоступна даже для профессиональных альпинистов.

По официальным данным геологов 20 тыс. лет назад гора поднялась из океана в результате передвижения и столкновения земных плит. Возраст Кайлас более пяти миллионов лет.

Как добраться до горы Кайлас

Добраться к священной горе можно двумя способами — прилететь самолетом из Катманду, либо Лхасы. Затем доехать до подножья Кайлас автобусом. Многие предпочитают ехать с Лхасы, поскольку именно такой маршрут позволяет постепенно привыкнуть к горным условиям.

Кто покорил гору Кайлас

Кайлас никого не пускает на свою вершину. Было много попыток покорить гору однако ни одна не увенчалась успехом. Большинство экспедиций заканчивались смертью дерзких храбрецов. Говорят, что перед альпинистами, которые осмелились взобраться на пик, как будто встает могущественная воздушная стена. Ведь древние легенды гласят, что каждый, кто рискнет покорить священную гору умрет. На горе нет места смертным.

Неудавшиеся восхождения

В 1985 году изъявил желание покорить Кайлас альпинист из Германии — Райнхольд Месснер. Он получил разрешение властей на восхождение, однако в последний момент отказался от восхождения. Говорят, что у скалолаза было сновидение. В 2000 году разрешение на восхождение получили испанские альпинисты, но огромная толпа паломников закрыла альпинистам путь.

В 2004 году добраться до вершины попытался альпинист из России и его сын. При восхождении погодные условия местности постепенно ухудшались. Был сильный ветер, который препятствовал покорению горы.

К тем кому удалось покорить Кайлас, относят только мифических личностей: Мивоче, создатель традиции бон и Миларепа — учитель, который дотронулся до солнца.

Доклад на II Международной научно-практической конференции «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ. АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА», 9-12 апреля 2016, Санкт-Петербург

С.Ю. Балалаев
Исследовательская группа Феномена Кайласа, Воронеж, Россия

Аннотация
На основе анализа древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатов регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет, приводятся данные о сакральной географии региона самой священной горы Азии Кайлас, расположенной в юго-западной части Тибета. Гора Кайлас миллионами людей считается центром Вселенной. В индуизме она идентифицируется как физическое проявление мифологической вершины Вселенной, горы Меру – оси, связывающей небо и землю. В совокупности, священная гора, озера и берущие около нее начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на мироощущение проживающих в Гималаях людей. Мандала Кайласа может оказывать особое влияние на паломников. Делается вывод о необходимости комплексного изучения феномена Кайласа.

Ключевые слова: Кайлас, Меру, сакральная география

В Тибете три области считаются наиболее важными для паломников: Кайлас, Тсари и Лапчи. Труднодоступность и ограничения тибетского правительства в первой половине 20 века, а затем запрет на посещение этой территории со стороны КНР вплоть до 80-х годов не позволили иностранным путешественникам подробно исследовать этот уникальный регион. Впрочем, и по настоящее время Тибет является наиболее закрытой для посещений территорией на нашей планете. Доступны только вполне определенные области, для посещения которых необходимо специальное разрешение (пермит).
За последние десять лет нашей группой было организовано и проведено 16 экспедиций в регион горы Кайлас (Тибет), одной из целей которых являлось исследование феномена горы Кайлас.
Кайлас является священным местом паломничества для около миллиарда (!) приверженцев четырех мировых религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон). Паломничество у Кайласа является самым высокогорным в мире и проходит на высотах от 4600 до 5830 м. Конфигурация окружающих Кайлас долин позволяет совершить кору (обход) Кайласа за один день (около 50 км). На нашей планете нет другой такой горы, являющейся священной для такого огромного количества людей, принадлежащих разным религиозным конфессиям.


Фото 1: Спутниковое изображение маршрутов внешней и внутренней кор.

Сразу на юг от горы лежит довольно крупное озеро Манасаровар (в бонской традиции Мапанг). Вместе гора и озеро образуют самое знаменитое естественное паломническое святилище высокогорной Азии. На протяжении нескольких тысячелетий эта область имела большое культурное значение не только среди тибетских буддистов и бонпо, она также описывалась в искусстве, литературе и ритуалах основных индийских религиозных традиций (брахманизм, буддизм и джайнизм).

Фото 2: Озеро Манасаровар

В последнее время эта область стала привлекать западных ученых, исследователей, искателей духовных истин и интересующихся Азией туристов. На наш взгляд большое значение имеет изучение сакральной географии Мандалы Кайласа как с использованием анализа древних текстов, так и с помощью непосредственного энерго-информационного восприятия во время путешествий в эти места. Чтобы получить более целостную картину мы попробуем сложить мозаику из представлений различных религиозных конфессий, которые считают эту гору священной: индуизма, буддизма и бона. Особое внимание мы уделим древним тестам, описывающим этот регион.
Кора вокруг Кайласа для паломников — это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это — прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф, материальный мир и осознанность сливаются в нераздельную сущность.
Регион горы Кайлас является одной из восьми сильнейших геоактивных зон нашей планеты, находящихся в вершинах планетарной Меркабы. Высокая активность таких зон, являющихся ее «акупунктурными» или «чакровыми» точками, обусловлена более высокой проявленностью в этих областях энергоинформационного взаимодействия континуумов разной размерности пространства и времени с нашим физическим трехмерным миром.

Местоположение горы Кайлас и некоторые геометрические особенности этого региона.
Обнаружена интересная закономерность расположения Кайласа, связанная с его координатами. Координаты точки на перевале Сердунг Чуксум 31.058926°, 81.313320°, отношение долготы к широте дает 2,618… Это число связано с золотым сечением, точнее является квадратом Ф=1,618….


Фото 3. На поверхности планеты можно провести линии, точки которой будут иметь координаты, отношения долготы к широте которых равны 0,618; 1,618; 2,618.


Фото 4. У Кайласа эта линия проходит через перевал Сердунг Чуксум, соединяющий горы Кайлас и Нанди, через гору Пакна, перевал Кхандро Санглам, озеро Ченме.

Особые энергетические потоки присутствуют здесь в день летнего солнцестояния, во время восхода солнца. Несмотря на большое расстояние от Кайласа (около 40 км), в хорошую погоду с круглой площадки можно наблюдать священную вершину, которая начинает светиться в первых лучах восходящего Солнца над пока еще темной поверхностью озера, похожего на реку, несущую свои воды к Кайласу. За спиной человека, находящегося на берегу озера и созерцающего Кайлас, встает Солнце. Постепенно озеро начинает светлеть, словно загорается от Кайласа. Вместе с первыми солнечными лучами возникает мощнейший энергетический вихрь, направленный к Кайласу, который буквально переносит на вершину Священной Горы.

Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до середины священного озера Гаури Кунд равно 6,666 м, азимут 55,5 град. Расстояние 6,666 м с точностью до множителя 1000 соответствует одному из характерных размеров нашей планеты – одной шестой длины земной окружности (40,000/6=6,666.67 км). Делением длины земной окружности на целые числа получаются и другие характерные расстояния. Необычна точность соответствия числу 6,666 расстояния между точкой у Кайласа и маленьким горным озером!


Фото 5. Кайлас и озеро Гаури Кунд


Фото 6. Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до вершины горы Пакна равно 3,333 м, азимут 64,3 град.


Фото 7. «Особые» расстояния, связанные с озерами в регионе Кайласа

Древние источники выделяют Четыре Великие Несотворенные Горы Существования. Самая важная – это, конечно, гора Кайлас (Тисе).
Вторая гора описанных в древних текстах это – гора Благоуханного Воскурения (Пори Нгеден, на современных картах Понри). Вот, что о ней говорится: «Слева от горы Тисе, в области, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за один день, находится Шанг-Шунгская гора Благоуханного Воскурения, гора божеств. По форме и очертаниям она напоминает рогатого оленя, перемахивающего через скалы и луга. Вершина — покрытый снегом валун, похожий на сверкающую огненную гору Мери. Посредине снежных скал и лугов — роща целебных и благовонных растений, наполняющая воздух приятными запахами и благоуханием; целебные растения, сами собой произрастающие на этой горе, могут излечить все болезни живых существ».


Фото 8. Гора Благоуханного Воскурения.

«То, что на северо-востоке, - это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление».
У подножия горы Понри находятся руины монастыря с таким же названием. Он был разрушен во время «культурной революции» и не восстановлен до сих пор. Этот монастырь является одним из восьми монастырей, которые раньше посещали тибетцы во время коры вокруг Манасаровара. Сейчас он посещается паломниками очень редко…

Фото 9. Руины монастыря Понри.

Третья гора, описанная в древних Тибетских текстах — это гора Гурла Мандхата (7,694 м). Она является высочайшей вершиной на плато Тибета и находится в 69,6 км от Кайласа в южном направлении. Эта гора смещена в сторону от главной оси Великого Гималайского Хребта. Название Гурла Мандхата используют обитатели индийского субконтинента. Тибетцы обычно называют ее Нгемо На Ньи, а для последователей религии бон она известна под именем Такри Трабо.


Фото 10. Гора Гурла Мандхата.

«В местности, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за два дня, и называемой Страной Старшей Сестры, Дарующей Молитву с Улыбкой, к этой великой горе обращена Целебная Гора Такри Трабо. Она называется так потому, что по форме и очертаниям напоминает индийского полосатого тигра. Ее вершина - покрытый снегом валун, белый, как клыки молодого тигра, бросающегося на свою жертву. Верхняя часть - из черного сланца с белыми полосками, напоми¬нает кабана с белой щетиной на груди. Средняя часть - из синего сланца, ясного, как небо, отражающееся в озере. У подножия горы раскинулись луга, желтизна которых на¬поминает Золотой остров. Внутри тело горы похоже на свастику долгой жизни, из середины которой непрерывно струится приятная на вкус вода долгой жизни. Если пить эту воду или использовать ее для омовений, это дает долголетие и телесную силу. Кроме того, в пещере Ke-ru-ri j обитают люди, которые живут бесчисленные кальпы не претерпевая рождения и смерти». Мы нашли несколько упоминаний о пещере у подножия этой горы и особой целебной воде, стекающей с ее склонов. Это предмет для исследований в наших будущих экспедициях…
В Вечном Боне эта гора, также как и озеро Ла Нга Тсо, лежащее у ее подножия, — это владения богини невероятной силы Драблай Гьялмо. Считается, что эта одетая в доспехи и несущая смертоносное оружие королева божеств-воителей происходит из эпохи Шангшунга. Супруга Гекхо — Драблай Гьялмо, которая, подобно своему супругу, также является божеством с небес. Ей до сих пор почтительно поклоняются бонские практики, как бы далеко от Верхнего Тибета они не жили. Говорят, что эта богиня обладает огненным сиянием солнца и имеет солнечные и лунные украшения на своей голове. Ее брови — зигзагообразные молнии, а ее волосы — вихревой поток золотого света и громовых стрел. Четки Драблай Гьялмо сделаны из восьми великих планет (включая два лунных узла), а ее кружево — это двадцать созвездий. В своей мирной форме она представляет белую богиню, восседающую на львице и держащую украшенную тканями стрелу жизни. В своей гневной форме она — черная колдунья, облаченная в шкуру козы, выпускающая бело-красную сову смерти. В ужасающем аспекте у Драблай Гьялмо в беспрекословном повиновении находятся все боги-воины Шангшунга.
Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар. Отметим, что часть водных потоков с горы Понри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.

Фото 11. Спутниковое изображение озер Ракшас Тал и Манасаровар.

4-я гора, упоминаемая в древних текстах, это гора Рива Тсепгье, которая находится западнее озера Ракшас Тал

Горные образования особой формы в регионе Кайласа
Каменные Омы
По обоим сторонам тропы, по которой идут паломники через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых похожа, при взгляде сверху на священный ведический символ – ОМ. Размеры ОМов около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, на которых синим фоном отмечен уровень 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете. Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ома имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны!


Фото 12. Спутниковое изображение 2-х каменных ОМов и озера Гаури Кунд.

Значение ОМ в ведической традиции
Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Она одна из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную – первое проявление неявленного еще Брахмана, давший начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной звуком ОМ.
Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд. Кроме медитаций на перевале Дролма Ла представляется весьма важным спуститься немного ниже тропы коры к озеру Гаури Кунд. Здесь можно выпить несколько глотков воды, смочить голову и умыться. И слиться с двумя ОМами, ощутить божественный звук внутри себя…

Фото 13. Озеро Гаури Кунд.

Восточнее Серлунга, монастыря, расположенного вначале тропы внутренней коры находится ответвляющаяся долина Гьянгдрак. Над одноименным буддийским монастырем проходит большая долина в форме амфитеатра, содержащая остатки более 30 докхангов. Высокий уровень поселения в этом районе отражает его статус в качестве вероятной столицы Шангшунга. Амфитеатр Гьянгдрак — идеальное место для устройства древнего поселения. Он хорошо защищен от суровых северных ветров и имеет южное расположение. В Гьянгдраке также имеются постоянные источники воды, то, что играет немаловажную роль в засушливых условиях западного Тибета. Кроме того, в этом районе имеются достаточные запасы камней для постройки древних жилых помещений. Монастырь Гьяндрак расположен в месте огромной геомантической силы. Фокусные оси двух долин, образующих каменный ОМ пересекаются именно в месте нахождения этого монастыря! Два огромных каменных зеркала концентрируют энергии именно в этом месте!

Фото 14. Спутниковое изображение каменного Ома и монастыря Гьяндрак

Крупный естественный амфитеатр в Гьянгдраке имеет очень глубокую историю. Согласно бонским источникам, этот амфитеатр был ничем иным как местом первой столицы Шангшунга. Говорят, здесь был основан замок, известный как Гьянгри Юлоджон, в котором правили три разных царя.

Пирамидоподобные горные образования около Кайласа
Под пирамидой в комплексе Кайласа понимается не только ее классический вариант с плоскими гранями, а, более общий случай, когда грани могут быть вогнутыми или выгнутыми с различной степенью кривизны и состоят из нескольких слоев.


Фото 15. Восточная грань Кайласа с примыкающим к ней вогнутым Каменным Зеркалом Дхарма Кинг Норсанг.

Хорошо видна правильная пирамидоподобная форма Кайласа и правильная вогнутая форма Каменного Зеркала, похожего на полумеся. Наклонное ребро, ведущее к площадке на вершине, ориентировано точно восток-запад.
Около Кайласа встречаются и трехгранные и четырехгранные пирамиды. Верхняя часть пирамид часто состоит из нескольких слоев-террас, обладающих своими резонансными свойствами. Некоторые пирамиды имеют усеченную вершину, некоторые остроконечную. Пирамиды перетекают друг в друга, образуя своими вогнутыми гранями своеобразные конструкции с долинами правильной эллипсоидной формы.


Фото 16. Пирамидоподобное горное образование, расположенное в западном направлении от Кайласа.


Фото 17. «Мексиканская» пирамида. Вид с перевала внутренней коры Сердунг Чуксум.

В Мандале Кайласа есть множество горных образований, формировавшихся в особых тонкоэнергетических полях, присущих этому месту, и, вследствие этого, обладающих особыми формами. Одно из таких необычных своими правильными формами и размерами пирамидоподобное образование находится в 18 км от Кайласа, азимут 108 градусов. У подножия пирамиды на высоте 5512 м есть два небольших озера, одно с бирюзовой водой, второе с темной, почти черной.

Фото 18. Пирамидоподобное образование, расположенное в юго-восточном направлении от Кайласа. Синий фон – уровень 5800 м

Каменные свастики


Фото 19. Трехлучевая свастика из вогнутых горных граней рядом с озерами Капала Тсо и Кавала Тсо.

Каменные «зеркала»
Под каменными зеркалами мы понимаем вогнутые каменные образования, являющиеся склонами горных хребтов. Как правило, они образуют характерные полукруглые долины. Такие зеркала могут отражать и усиливать различные энергетические и информационные потоки. Многие каменные зеркала, соприкасаясь друг с другом, образуют каменные пирамиды с вогнутыми гранями.


Фото 20. В хребте Канг Тисэ существует довольно много вогнутых каменных образований. Одно из самых больших – вогнутое каменное зеркало Долины Жизни и Смерти.

Каменное зеркало Долины Жизни и Смерти состоит из 3-х частей, как бы из трех параболических антенн. Соединения этих зеркал образуют небольшие выступы, создающие, если смотреть из долины, боковые стороны правильной трапеции. Их угол наклона примерно 55 градусов от горизонта. Поэтому настоящий фокус – не на земной поверхности. Он находится на высоте около 1500 м над поверхностью, т.е. на высоте вершины Кайласа! А в начале ледника, на расстоянии около 2 км от каменной антенны, находится проекция фокуса центрального зеркала, ориентированного на земную поверхность. Эту удивительную точку истинного фокуса можно в полной мере ощутить во время медитации в этом месте…

Фото 21. Кайлас и каменное зеркало.

Фото 22.

Если взять горизонтальный срез на высоте 5780 м, то окажется, что длина дуги, образованной каменным вогнутым зеркалом, составляет 1,97 км и равна радиусу образующей ее окружности.
Напомним, что длина дуги окружности, вдоль которой умещается ее радиус, составляет естественную дуговую и угловую единицу радиан. Как мы знаем, вдоль любой полной окружности ее радиус укладывается приблизительно 6,28 раза. Точнее, длина полной дуги окружности составляет 2 радиан, причем в любых системах счисления и единицах длины. Таким образом размеры и форма каменного зеркала Долины Жизни и Смерти связана с мировой константой «Пи».


Фото 23.Каменные зеркала юго-восточного плеча Кайласа, образующие долину Жизни и Смерти и Симметричную долину, имеют общую ось симметрии на расстоянии около 6 км.

Восприятие Мандалы Кайласа в различных традициях в соответствии с уровнем сознания человека.
Существуют различные типы восприятия Мандалы Кайласа. Во-первых, восприятие со стороны тех людей, которые не следуют религиозному пути: для них это сверкающая и величественная покрытая снегом гора, возвышающаяся в небо подобно восседающему на своем троне царю. И гора обладает таким великолепием, потому что ее малые вершины расположены на манер кланяющихся перед царем министров.

Фото 24. Вид Кайласа с вертолета.

Во-вторых, с точки зрения индуистов, внешне эта снежная гора похожа на кристальное святилище-реликварий (ступу). И она обладает таким великолепием, потому что внутри заключает дворец, в котором пребывают великий бог Махадева и богиня Ума в единении по типу «мать-отец».
Даже сегодня ежегодно сотни тысяч индусов отправляются к местам паломничества в Гималаях (тиртха). Наиболее посещаемое место паломничества, которое чаще всего упоминается в религиозных текстах и эпических произведениях- район горы Кайласа и озера Манасаровар. Для многих он является земным олицетворением Меру — великой горы, упоминаемой в Махабхарате. Эта гора также воспринимается как физическое воплощение лингама Шивы. Она воплощает в себе древнюю идею «пупа земли», «ось мира», «первая из гор», «неподвижная точка вращающегося мира», «имеющая корни в седьмом аду и поднимающаяся к высочайшему раю».
Мифические сказания в Шива Пуране говорят о том, что Гималаи — это обитель Шивы. Это страна, где Бог Шива живет со своей супругой Парвати.
Популярное индуистское восприятие ассоциирует Гималаи с Богом Шивой — Разрушителем и Созидателем индуистской Триады. Здесь также обитают и другие два бога Триады: Брахма — Создатель, и Вишну — Защитник. По утверждениям древних индуистских религиозных текстов, обитель создателя Брахмы называется Брахмалока, обитель Бога Вишну называется «Вайкунтха», а обитель Бога Шивы называется Кайлас. Из всех трех только к Кайласу можно прийти в физическом теле и вернуться, прикоснувшись к божественности. Согласно индуистской мифологии, Кайлас — это божественный центр в сердце всего создания, и с его почитанием приходит видение божественности всех вещей.
Северная грань горы Кайлас и хребет примыкающих гор — первичный лингам (фаллос) Шивы. В течение продолжительного времени он воспроизводился в тысячах архитектурных форм и стал фетишем в Индии. Лингам символизирует порождающий импульс к просветлению, присутствующий во всей Вселенной.

Фото 25. Шивалингам и гора Кайлас

Лингам Шивы, или гора Кайлас, имеет природное совершенство, и вместе с йони, или утробой, представляет собой общность, или единение противоположностей. Утроба и фаллос символизируют противоположные природные силы и их союз — трансцендентальные качества божественности. Предания, легенды, мифы и религиозная значимость Канг Ринпоче (гора Кайлас) составляют богатейший аспект человеческой культуры. Это перекликается с почитанием природных особенностей во всем мире, однако, нигде больше нет такого долго существующего и сложно организованного моста между природой и религией.
В-третьих, по мнению тех, кто придерживается учения «Малой колесницы» и самостоятельных вставших на путь практиков, внешний вид представляется как снежная гора, но внутри нее находится величественный буддийский святой Ангаджа, пребывающий в великой радости медитации со своей свитой из 500 достойных буддистов (архатов).
В-четвертых, согласно восприятию тех, кто обрел высшее благо — святых, которые достигли свершения пути Ваджраяны из скрытых ритуальных формул (мантра), то для них гора Тисе (Кайлас) обладает формой Самвары — совершенной способности, заключенной в объятия Варахи — совершенной мудрости в форме снежной горы Малой Тисе. Все ее малые вершины имеют форму шестнадцати богинь знания, совершающих ей подношения.

Священные долины Кайласа

Фото 26, 26а. Главные долины — Долина Флага, божественная Долина и Долина Крепости имеют форму трех каналов передачи жизненной энергии тонкого йогического тела, соответственно, центрального, левого и правого

Итак, древние индуистские, буддийские и бонские тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, Центре Мира, содержащем все аспекты Бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами, разделенными восемью горными грядами, примыкающими к Кайласу. В центре этого каменного лотоса расположен Кайлас. Все это соответствует древним описаниям легендарной горы Меру.
В основе понимания сакральной географии региона Кайласа лежит так называемая лотосовая модель Мандалы Кайласа. С точки зрения буддийских представлений эта модель подробно описана немецким исследователем Вольфгангом Волмером.

Фото 27. Спутниковое изображение Мандалы Кайласа. Оранжевая линия – кольцо внешней коры. Синие линии – русла рек, начинающихся у Кайласа. Голубой фон – горизонтальный срез на высоте 5600 м.

1. Гангджам Чу (север)
2. Полунг Чу (север-восток)
3. Кхандро Чу (северо-восток)
4. Восточные врата
5. Шингджонг Чу
6. Гедхун Чу
7. Гьянгдраг Чу/Селунг Чу
8. Западные врата
Рассматривая эти долины в качестве разделительных линий между лепестками, и обособленные горы между долинами в качестве самих лепестков лотоса, массив Кайласа можно рассматривать как цветок лотоса с восемью лепестками — Круг Великого Блаженства.
Отметим, что долины внешней коры, конечно, не образуют правильной круговой формы. Но в ее размерах есть удивительная закономерность. Если построить ориентированный по четырем сторонам света крест, центр которого находится на вершине Кайласа, то его перекладины в пределах тропы внешней коры будут иметь размеры 15,400м и 9,510м в направлении север-юг и запад-восток, соответственно. Отношение этих чисел дает 1,619, т.е. размеры коры, которую проходят паломники практически соответствуют золотому сечению!

Фото 28. Гора Трон Будды. Место, где раньше Учитель Будда проповедовал буддийскую доктрину Ма-дрос-па, царю змеиных божеств (клу).

Шелдра (Кристальное Подобие) — одно из самых известных мест паломничества у Канг Ринпоче. Оно расположено выше по долине от монастыря Серлунг на высоте 5300 м. На протяжении столетий Шелдра использовалась буддистами для медитаций и была частично восстановлена после последствий китайской культурной революции. Однако постоянно в ней сейчас никто не обитает. Не было никакой предварительной информации об истории места. Учитывая изобилие древних мест, построенных в таком же стиле и занимающих подобное географическое положение в регионе, кажется, что корни Шелдры уходят в древний культурный пласт.

Фото 29. На скалистой горе за долиной Серлунг находится знаменитое Кристальное подобие (Шелдра).


Фото 30. На вершине Шелдра имеется скалистая гора известная как Дворец Шивы, а сбоку — выступающая скала, которая называется помощник Шивы обезьяна Хануман.

Внутри ограждения из ритуальных скипетров (дордже ра-ба) окружающего величественную мандалу Тисе находится так называемая Внутренняя Кора (нанг-скор) Шел- дра, и здесь расположены золотые погребальные святилища иерархов (гдан-рабс) секты Бри-гунг. В настоящее время «Тринадцать золотых гробниц» являются полностью буддийским местом-святилищем. До XI века нашей эры, вероятно, это место принадлежало бонпо. Вероятно, эти памятники в своей оригинальной форме были тринадцатью гробницами-чортенами, упоминаемыми в традиции священной географии бон. Однако пока не было обнаружено никаких археологических свидетельств в поддержку этой идеи.


Фото 31. Тринадцать чортенов в нише Сапториши.

«Тринадцать золотых гробниц» расположены прямо над древними храмами и отшельническими убежищами региона, таким образом, невозможно установить прямую связь с древними моделями поселений. Климат на высоте 5800 м исключительно суровый, характеризующийся снегопадами и отрицательными температурами в течение всех месяцев года. Также, давление воздуха на этой высоте очень низкое для того, чтобы быть пригодным для постоянного проживания людей. Как и сейчас, в древние времена использование этого места, вероятно, ограничивалось ритуальными и церемониальными функциями непродолжительного характера.
Несмотря на современный архитектурный характер, места возле «Тринадцати золотых гробниц» изобилуют мифологией бон. В бонских текстах говорится, что передняя (южная) сторона великого кристального чортена, которым является Кайлас, была украшена основателем религии бон (Тонпа Шенраб) и первым королем Шангшунга (Какки Чарусен, Кагс Куи бья-ру кан), а также другими религиозными деятелями. Предполагают, что недалеко от «Тринадцати Кристальных Чортенов» также спрятаны древние священные тексты, написанные на языке королевства Шангшунг.
Нижняя Долина лХа-лунг. Главный обход по кругу
Затем, если пройти от низовья долины Дар-лунг далее [на северо-запад] вокруг буддийского пути кругового обхода (чос-скор), то можно выйти на так называемый Хребет Простирания в низовьях долины лХа-лунг. Гора на востоке — Дворец Желтой Дзамбхалы. Выше по пути на запад, на Террасе Мандалы, находится «незыблемый ноготь» — отпечаток ноги Будды Учителя, который окружен отпечатками ног 500 достойных буддистов.
Еще чуть выше на пологих склонах горы расположена пещера, где в прошлом останавливался Наро Бон-чунг, а внутри имеется отпечаток ноги мастера Ми-ла [Рас-па]. Сбоку от этой пещеры есть источник, который называют Излечивающая Болезни Лечебная Вода. Также наверху имеется святилище-гробница, известная под именем Самопроявляющиеся Шестнадцать Буддийских Святых. Отсюда, по пути на запад от Золотого Бассейна, можно перейти через реку лХа-чу и продолжить путь до горы под названием Дворец Черной Дзамбхалы.

Фото 32. Спутниковое изображение

Долина Дзонг-лунг, монастырь Зутрул Пхук


Фото 33. Гора, на юге, на нижнем конце Кхандро Санглам — Дворец Благодатной Матери Долгой Жизни. Отсюда, на восточном берегу реки Дзонг-чу расположены отпечатки ног защитника живых существ гТсанг-па рГья-рас.


Фото 34. Палаточный лагерь у подножия горы Будда Медицины

Ниже в стороне стоит холм, похожий на золотой двухэтажный дом, который называется Дворец Будды Медицины. На склонах этого холма растут все виды лекарственных трав, здесь бесчисленное множество келий для медитации отшельников Бри-гунг.

Доказательство и вера
Что касается утверждений об элементах ландшафта типа «Это — божество, а это — его дворец», то не следует придерживаться взглядов, считающих эти высказывания преувеличениями лишь по причине того, что они невидимы для обычного восприятия. Это — исключительно видения многих бодхисатв, которые обитали в этом месте. В этом отношении каждый может открыть в своем сердце веру и почитание без какого-либо двусмысленного восприятия.
Мандала Кайласа несет особые «эталонные» вибрации при со-настройке с которыми человек может активизировать работу собственной энергетической системы, выровнять тонкие тела и выстроить канал связи со своими высшими аспектами.
Кайлас оказывает трансформирующее влияние на людей, совершивших к нему паломничество. Это выражается, например, в изменении картины мира, в которой человек начинает себя воспринимать не только и не столько как физическое тело, но как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный вектор развития приводит к выравниванию баланса духовной и материальной сторон.
Мандала Кайласа является одним из важнейших энергоинформационных узлов нашей планеты, гигантским природным преобразователем энергий, идущих из Космоса, для нашей планеты и населяющих ее людей, а также местом, где осуществляется обратный энергетический обмен планеты с Космосом. Таким образом, осуществляется один из вариантов энерго-информационного обмена Земли и окружающего пространства. Кайлас оказывает влияние на эволюционные процессы Земли и человека.

Фото 35. Энергоинформационный обмен планеты и Космоса через Кайлас.

Представляется весьма важным продолжение изучения сакральной географии региона Кайласа с точки зрения индуизма, джайнизма, буддизма и бона, а также с помощью современных научных исследований и непосредственного духовного восприятия.

Гора Кайлас – загадочная и непостижимая тайна Тибета, место, привлекающее тысячи религиозных паломников и туристов. Высочайшая в своем районе, окруженная священными озерами Манасаровар и Ракшас (живой и мертвой воды), непокоренная ни одним альпинистом вершина стоит того, чтобы увидеть ее своими глазами хотя бы раз в жизни.

Где находится гора Кайлас?

Точные координаты – 31.066667, 81.3125, Кайлас расположена на юге Тибетского нагорья и разделяет бассейны четырех главных рек Азии, вода с ее ледников стекает в озеро Ланга-Цо. Фото высокого разрешения со спутника или самолета напоминают восьми лепестковый цветок правильной формы, на карте она не отличается от соседних гряд, но значительно превосходит их по высоте.

Ответ на вопрос: какова высота горы оспаривается, называемый ученными диапазон – от 6638 до 6890 м. На южном склоне горы расположены две глубокие перпендикулярные трещины, их тени образуют на закате очертания свастики.

Гора Кайлас упоминается во всех древних мифах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира – их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.


Паранаучные концепции о Кайласе

Загадка Кайласа волнует не только ученых, но и любителей мистики и трансцендентных знаний, историков, занимающихся поиском следов древних цивилизаций. Выдвигаемые идеи весьма смелые и яркие, к примеру:

  • Гору и ее окрестности называют системой древних, разрушенных от времени пирамид. Сторонники этой версии отмечают четкую ступенчатость (всего 9 выступов) и правильное расположение граней горы, практически точно совпадающих со сторонами света, как у комплексов в Египте и Мексике.
  • Теория Э. Мулдашева о каменных зеркалах Кайласа, воротах в иной мир и скрытых внутри горы артефактах древнейшего человечества. По его словам, это построенный искусственно, полый внутри объект с первоначальной высотой 6666 м, вогнутые стороны которого искривляют время и скрывают проход в параллельную реальность.
  • Легенды о саркофаге, скрывающим генофонд Христа, Будды, Конфуция, Заратустры, Кришны и других учителей древности.


Истории восхождений на Кайлас

Вопрос «кто покорил Кайлас» задавать бессмысленно, из-за религиозных соображений коренные жители не предпринимали попыток завоевать вершину, все официально зарегистрированные экспедиции с этой направленностью принадлежат иностранным альпинистам. Как и остальные покрытые льдом горы пирамидальной формы, Кайлас трудновосходим, но основная проблема заключается в протесте верующих.

С трудом получившие разрешение властей в 2000 и 2002 г испанские группы не прошли дальше разбитого у подножия лагеря, в 2004 г российские энтузиасты попробовали совершить подъем без высотного оборудования, но вернулись из-за неблагоприятной погоды. В настоящее время такие восхождения запрещены на официальном уровне, включая ОНН.

Поход вокруг Кайласа

Услугу по доставке в исходную точку коры – Дарчен и сопровождения гида предлагают многие фирмы. Паломничество занимает до 3 дней, переход по самому трудному участку (перевалу Долма) – до 5 часов. За это время паломник проходит 53 км, после прохождения 13 кругов допускается проход на внутреннее кольцо коры.

Желающим посетить это место следует помнить не только о хорошей физподготовке, но о необходимости пермита – своего рода групповой визы на посещения Тибета, оформление занимает 2-3 недели. Проводимая Китаем политика привела к тому, что самостоятельно добраться до горы Кайлас практически невозможно, индивидуальные визы не выдаются. Но есть и плюс: чем больше людей в группе, тем дешевле обойдется тур и дорога.

Кайлас находится среди шести величественных горных хребтов, символизирующих священный цветок лотоса, от склонов горы берут начало четыре большие реки, считается, что они, устремляясь в разные стороны, делят мир на четыре региона.

Различные религии считали Кайлас священным местом задолго до того, как были написаны эпические поэмы «Рамаяна» и «Махаб-харата». Тибетские буддисты называют гору «Хангрипош», «Драгоценная гора ледникового снега», где обитают священные существа. Три холма чуть в стороне - место, где поселились бодхисатвы: Маньюшри, Важрапани и Авалокитешвара, помогающие людям достичь просветления.

Священный пик Кайласы - древнейшее место паломничество, сюда трудно добраться и еще труднее выполнить ритуал. Паломникам предстоит пройти по 52-км маршруту вокруг горы: по часовой стрелке - для буддистов, против часовой стрелки - для бонз. Это ритуал, известный как Кора или Парикрама. Путешествие занимает от одного дня до трех недель, в зависимости от физического состояния верующих. Считается, что пилигрим, который обойдет гору 108 раз, гарантированно достигнет просветления.

Большинство паломников, прибывающих на Кайлас, совершают омовение в священных водах расположенного неподалеку озера Мансаровар на высоте 4585 м. Оно считается самым высокогорным пресноводным озером в мире и известно под названием «Озеро Сознания и Просветления», к тому же, оно находится рядом с «Ракас Тал», или «Озером Демонов».

Другое название

  • «Кайлас» на санскрите означает «кристалл». Тибетское название горы – «Кхангримпош» (или «Кхангрипош»), что означает «Бесценная драгоценность снегов».
  • «Тизе» - еще одно название горы. По учению джайнистов, гору называют «Астапада».

Запрещено

Согласно религиям, почитающим гору, касаться ногой ее склонов – непростительный грех. Утверждается, что многие, кто пытался преступить это табу, умерли, лишь ступив на гору.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то