Достопримечательности и интересные места анурадхапуры. Священный город Анурадхапура — хитрости бесплатного билета Озеро Тисса Вева(Tissa Wewa)

Анурадхапура от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Анурадхапуре.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Анурадхапура - это административный центр Северо-Центральной провинции Шри-Ланки и один из древнейших городов острова Цейлон. Долгое время Анарадхапура, расположенная в стратегически важном месте - на пересечении двух портовых зон - и укрытая в глубине джунглей, была столицей государства - вплоть до 1017 года, когда город был серьезно разрушен захватчиками из Южной Индии и покинут жителями.

Почти тысячу лет город стоял в запустении, и только в 19 веке английский охотник случайно натолкнулся на него в джунглях.

Сегодня Анурадхапура преимущественно восстановлена и разделена на две части: Старый город, который является нежилой охранной зоной, и Новый город, где живет все население Анурадхапуры (около 50 000 человек) и находится туристическая зона с отелями, ресторанами и магазинами.

Город находится довольно далеко от береговой линии, поэтому туристов в Анурадхапуру привлекают в первую очередь всемирно известные памятники культуры и истории Шри-Ланки, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Анурадхапура находится в 200 с небольшим километрах от столицы острова - Коломбо . Добраться до города можно на поезде (здесь есть две ж/д станции), а также на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе) или на взятом напрокат автомобиле по трассе A9 за 4 часа.

Поиск авиабилетов в город Коломбо (ближайший а/п к Анурадхапуре)

Транспорт

По Новому городу курсируют автобусы и тук-туки, но необходимость в них невелика - этот небольшой район можно спокойно пройти из конца в конец за полчаса. А вот охранная зона на другом берегу реки Малватху-Ойя очень большая по территории - и без тук-тука здесь не обойтись. Впрочем, во многих местах Старого города запрещено движение любого транспорта, даже тук-туков.

Популярные отели Анурадхапуры

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Анурадхапуры

Как уже было сказано выше, большинство туристов приезжают, чтобы увидеть памятники Старого города. Среди них - так называемые дагобы (буддийские религиозные сооружения, предназначенные для хранения реликвий) Тхумапарама, Руанвели со знаменитыми каменными статуями Будды, Джетаванарама, считающаяся одним из самых высоких кирпичных сооружений в Древнем мире, а также статуя Будды Ауканы и священное дерево Бодхи, считающееся древнейшим из известных деревьев, с построенным вокруг него храмом Махабодхи. И это только небольшая часть тех памятников, которые ждут путешественников в Старом городе Анурадхапуры.

Анурадхапура

В Новом же городе расположено множество отелей, ресторанов и магазинов, есть также и рынок, где можно приобрести сувениры.

Стоит помнить: хотя алкоголь и продается в заведениях, ориентированных на туристов, публичное распитие спиртных напитков на Шри-Ланке не приветствуется.

  • Где остановиться: на одном из высокогорных курортов Цейлона, где еще в колониальные времена британцы скрывались от жары, а именно в Канди или в Нувара-Элии . Кроме того, можно остановиться в столице страны Коломбо или на одном из пляжных курортов юго-восточного побережья Шри-Ланки.
  • Что посмотреть: один из древнейших городов острова Цейлон

Самым почитаемым городом Шри-Ланки, без сомнения, является Анурадхапура. Хотя многие его культовые объекты сегодня находятся в руинах, огромная часть культового и исторического наследия этого региона сохранена. Анурадхапура является идеальным турнаправлением для туристов, влюбленных в историю, для тех, кто хочет поближе узнать культуру этой миниатюрной страны.

Древняя Анурадхапура полна очарования и тайн. Ее достопримечательности позволят окунуться в мистическое прошлое Шри-Ланки и даже сделать там несколько уникальных фотографий.

Недалеко от комплекса Абхайягири туристы найдут развалины старого монастыря Ратна Прасада, построенного во 2-м столетии по приказу короля Канитта Тисса для монахов ордена Абхайягири. Он имел гигантские размеры, о чем свидетельствуют мощные, богато украшенные колонны, которые можно лицезреть и сегодня. В 8-м веке храм был реконструирован: было добавлено несколько этажей и установлена золотая статуя Будды.

Один из центров сингальской цивилизации, пагода Джетавана имеет в диаметре 113 метров и достигает в высоту 75 метров . В свое время она была самым высоким буддийским зданием Южной Азии. Для ее строительства было использовано 93 миллиона кирпичей. Сегодня рядом с пагодой обустроен музей, где можно узнать историю достопримечательности и выставлена интересная коллекция буддийских статуй.

Одна из самых красочных конструкций Анурадхапуры, пагода Руванвелиссейя расположена рядом с этнографическим музеем. Интересна стена, которая окружает пагоду, украшенная изображениями сотен слонов. Серьезно пострадавшая от войн и стихийных бедствий, достопримечательность сегодня имеет только 55 метров в высоту и окружена садом, изобилующий руинами.

Местоположение: Abhayawewa Road.

Интересным туробъектом Анурадхапуры является монастырь Исурумуния, который привлекает внимание своими каменными скульптурами, которые олицетворяют принца Салия и его возлюбленную, представительницу касты Асокамала.

Легенда гласит, что принц отказался от короны, чтобы жениться на ней. Расположенный на вершите скалы, монастырь полон буддийских реликвий, привезенных из Индии в начале 4-го столетия. У входа в храм есть красивое озеро, украшенная импозантными статуями слонов.

Расположенная в живописном месте на реке Тисса Вева, Мирисаветия является пагодой впечатляющих пропорций. Как и все пагоды Шри-Ланки, она имеет свою легенду, которая гласит, что король Дутугемуну, решивший искупаться в реке, скинул скипетр и свои королевские знаки отличия. После купания он хотел поднять скипетр, в котором находились реликвии Будды, но не смог. Чтобы защитить их, король приказал построить пагоду.

Местоположение: Old Puttalam Road.

Достопримечательностью, которая очень популярна в Анурадхапуре, является пагода Тупарама, построенная королем Даваман Пуса. Она считается старейшей в Шри-Ланке, датированная 3-м столетием. Располагается Тупарама к северу от пагоды Руванвелиссейя и имеет в диаметре 18 метров.

Местоположение: Thuparama Mawatha.

Комплекс монастырей Абхайягири является самым большим в Анурадхапуре. Его главное здание, пагода Абхайягири имеет в высоту 108 метров . Комплекс зданий монастыря охватывает площадь 200 гектаров и включает в себя несколько буддийских храмов. Главной достопримечательностью комплекса является статуя Самадхи, которая считается одной из самых красивых изображений Будды.

Построенный во время правления короля Виджайянаху в 12-м столетии из дерева, камня и глинистой почвы, дворец занимал площадь около 2,5 квадратных километров. Его южное крыло было отдано под пагоду (Малигава), где хранились реликвии Будды. Древесина, использованная при строительстве не выдержала экзамен временем, а вот каменную часть здания есть возможность лицезреть до сих пор.

Когда-то великолепная конструкция, покрытая крышей из бронзы, дворец Лохопасада был возведен более 2000 лет назад для короля Дутугемену в 13-м столетии. Сегодня здесь можно лицезреть руины 1600 колонн, которые поддерживали здание. Говорят, что грандиозное сооружение средневековья имело 9 этажей и вмещало до 1000 человек одновременно.

Музей денег

В музее денег Анурадхапуры можно в доступном виде познакомиться с историей Шри-Ланки, начиная с самых давних времен. Многие его экспонаты признаны самыми старыми в мире. Основанный в 1982-м году, музей поделен на 4 экспозиции:

  • Древний период.
  • Средневековый период.
  • Колониальный период.
  • Период независимости.

Самые старые монеты датированы 3-м столетием и изготовлены они из серебра. Выставлены в музее и золотые монеты, а также иностранные, появившиеся здесь с началом развития торговли.

Местоположение: Stage 1, New Town.

В храме Шри Маха Бодхи растет, по мнению буддистов, растет самое старое дерево Терры, посаженное в 249-м году до нашей эры. Согласно буддийской вере, Гаутами Будда достиг просветления перед священным деревом в Буддхагайя, в Индии, а дерево Шри Маха Ботхи является отростком южной ветви этого дерева. Путешествие в Анурадхапуру будет не полным, если не посетить это святое для всех будистов место.

И снова рады вас видеть на страницах . Сегодня, покинув север Шри-Ланки, а именно мы отправились в сторону священного города Анурадхапуры со множеством древних памятников культурного наследия, его еще называют Old Town , откуда в 1950 году все жители были переселены в новую часть города. И так как мы путешественники не слишком богатые, то поделимся с вами историей о том, как нам удалось посмотреть все достопримечательности бесплатно.

Автобус: до Анурадхапуры можно добраться на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе).

  • 1 вариант — после аэропорта в Коломбо добираемся до автобусной станции аэропорта (пешком, “тук-тук”). Прямого автобуса с этой станции до Анурадхапуры нет, но оттуда можно доехать до самого Коломбо и уже там пересесть на прямой автобус №5.
  • 2 вариант — доехать до автобусной станции в Негомбо, пересесть на автобус до Анурадхапуры или до Куренегалы (Kurunegala) где можно снова пересесть на другой автобус. Прямой автобус идет через Путталам (Puttalam). Можно также добираться с пересадкой через Канди, Матале, Курунегалу (Kurunegala).

Решив испробовать общественный транспорт, мы ехали на автобусе от Джафны за 100 рупий (26 руб.).

Добравшись до городка Килиночи (от Килиночи до Анурадхапуры 144 км), мы уже поехали автостопом, но можно использовать поезд (280 рупий на человека).

Как попасть бесплатно в священный город Анурадхапура.

Так как мы встали рано, у нас в запасе было еще много времени, чтобы автостопом добраться до нужной точки и еще достопримечательности посмотреть. В принципе все самое интересное города находится на одной большой территории, куда единый входной билет стоит 3200 рупий (800 руб.) или 25$. Мы ведь еще не знали, сколько проходы на достопримечательности стоят, хотя я и слышала, в некоторых случаях очень завышено. И дело совершенно не в том, что на Шри-Ланке самые уникальные достопримечательности всей Азии, просто политика государства здесь слишком жадная до денег.

Естественно платить такие сумасшедшие деньги за парочку ступ – это слишком «ступид», поэтому мы обошли территорию чуть-чуть сбоку и перелезли через низенький забор. Первой остановкой была 120 метровая ступа Джетаванарама (Jetavanarama), расположенная на руинах монастыря Джетавана.

Ну да, большая пребольшая ступа, коих мы насмотрелись еще в , отличаемая от остальных только тем, что считается самой большой на Шри-Ланке. И обязательно, это даже не оговаривается, хранит фрагмент какой-нибудь «детали» Будды. На сей раз – это часть его пояса.

В принципе, даже немного впечатляет размерами и лично для меня она показалась наиболее интересной достопримечательностью Анурадхапуры, чем все остальные археологические памятники старого города.

Чтобы дойти до второй ступы, нам предстояло преодолеть вторичный контроль билетов, о чем мы, конечно, не подозревали.

Охранник, завидев издалека два больших рюкзака, сразу вскочил и замахал на нас руками. Андрей даже не посмотрел в его сторону, проходя дальше, я последовала его примеру. Охранник, опешив от нашей наглости, бросил свое место и в три прыжка оказался перед нами, преграждая собой путь и крича «Тикет! Тикет!». Я, молча перевела взгляд на Андрея, тот с глупым видом оглядел охранника и в свою очередь тоже замахал на него руками, изображая из себя глухонемого. Лицо мужчины в форме медленно вытянулось и застыло на несколько секунд. Я чуть не испортила все желанием расхохотаться, когда увидела его растерянный вид. Все еще пребывая в шоке, он на автомате тыкнул пальцем в мою сторону, в надежде, что может я «нормальная». Однако, я повторила тот же «концерт», виновато улыбаясь при этом. Это окончательно «добило» охранника, махнув рукой, он пропустил наши улыбающиеся благодарные лица дальше.

Пикник у ступы Руванвелисая (Ruvanvalisaya).

Пройдя вперед несколько метров, мы позволили себе повеселиться от души. Дабы не напороться на еще одного служащего священного города Анурадхапуры, мы обошли большую белую ступу Руванвелисая (Ruvanvalisaya) сбоку.

Я бы сказала, что именно отсюда открывался наилучший вид на нее.

Очередной «шедевр» архитектуры Шри-Ланки известен также под именами Махатхупа, Сварнамали и Ратнамали Дагаба.

Здесь мы временно бросили рюкзаки, чтобы отдохнуть в тени деревьев, покачаться на длинных пружинистых ветвях, как обезьяны, поглазеть на птиц.

Кстати, обезьян здесь тоже хватало, терпеть их не могу с детства.

К нам не подходили и ладно.

Знакомство у священного дерева Джая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi).

После отдыха поход продолжился к священному дереву Джая Шри Маха Бодхи, выращенному из отростка того самого, под которым на Будду снизошло озарение. По пути попалось Ловамахапая (Lovamahapaya) – здание, образованное в древние времена 40 рядами, в каждом из которых находятся 40 каменных колонн, что в общей сложности составляет 1600 колонн. Остатки последних (а может и новодел) можно лицезреть прямо перед дворцом.

Вдруг передо мной вырос молодой иностранец, который на хорошем английском поприветствовал меня и спросил, откуда я. Что мне еще было ответить, как не правду. Паренек был из Германии, впервые выбрался за пределы своей страны и как-то выбор его пал на Шри-Ланку. Он поинтересовался, где мы остановились, заметив рядом со мной два рюкзака. Ему явно не хватало компании, возможно, он надеялся к нам присоединиться. Я сказала, что мы автостопщики и спим в палатке или у местных. Сначала его это заинтересовало, и он даже устроился на корточках напротив меня, но после нескольких моих рассказов он понял, что навряд ли нам по пути, также быстро распрощавшись, как и появился.

К тому времени Андрей закончил осмотр священного растения за забором, и на мои вопросы ответил кратко: «дерево как дерево, ничего особенного. Забором только огорожено от особо любопытных глаз и шкодливых рук».

Последняя достопримечательность Анурадхапуры – ступа Мирисавети (Mirisaveti).

Перед тем, как покинуть старую часть священного города Анурадхапура, Андрей еще решил завернуть к очередной ступе Мирисавети (Mirisaveti Stupa) , построенной на месте скипетра с реликвиями все того же Будды.

Больше в городе делать было нечего, и мы отправились на поиски автобуса до ближайшего , за 16 км до которого мы отдали по 35 рупий (9 руб.). Где мы поужинали и нашли приют в одной из церквей, случайно оставшейся открытой на всю ночь, но об этих подробностях вы узнаете чуть позже. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на новости блога и не забывайте делиться приятными впечатлениями от прочитанного с друзьями через социальные кнопочки ниже:).

Анурадхапура - знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в . Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала , пещерный храм и удивительные храмы .

Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки

Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки - Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.


Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»

Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву , и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.

Достопримечательности Анурадхапуры

Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».

Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.


При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту - т.е. была выше многих египетских пирамид.

Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.

Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы - с отрешенностью от всего земного.

Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.

Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая - шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» - «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.

Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.

Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.

Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.

В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.


К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой - первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.


Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.

Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».


У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.

Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке - она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».

Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.


Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы - монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе - композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.

Строительство Лохапасады - Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.

Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название - Бронзовый - дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.

Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн - их здесь насчитывается до 1600 штук!

Зато отлично сохранился Куттам - «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.


В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.

Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города , и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта - дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.

Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» - «священного великого бо» из Анурадхапуры.

Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.

Мест, где обязательно надо побывать на острове Шри-Ланка всё не уменьшаются. Быстро восстановив силы в водопадах заповедника Синхараджа, не затягивая отправляемся в новую дорогу.

В этот раз наш путь пойдет на Север, в так называемый Верхний культурный треугольник. Формат поездки, уже полюбившийся нам, экскурсионный марафон: новый день - новый город - новые достопримечательности. Принцип: всё своё несу с собой.

Этапы экскурсионного марафона:

  • Автобус Хиккадува-Коломбо-Анурадхапура. Пересадка на тук-тук до Михинтале - место зарождения буддизма на Шри-Ланке. Дерево Ботхи. Затерянный город;
  • 2 день. Анурадхапура. Королевский дворец Исурумуния. Экспресс метод проверки кармы. Взорванная ступа. Переезд в Дамбуллу;
  • . Сигирия. Посещение резиденции Властелина Мира. Пидурангала - золотая скала. Фото с двух вершин. Переезд в Полоннаруву;
  • . Полоннарува - средневековая столица Шри-Ланки. Проверка умения ездить на велосипедах? Переезд в Тринкомали;
  • . Форд Фредерик. Храм Конешварам. Пляжи Нилавели. Ночной экспресс Тринкомали-Коломбо. Возвращение в Хиккадуву.

Статьи о этой поездке объединены общим названием "Верхний культурный треугольник"и разделены на дни путешествия. События изложены в хронологическом порядке.

Хороший план. Присядем на дорожку!

Анурадхапура - первая столица сингальского королевства

2 января 2016 года. (1$~140 рупий). Гостиница нам не понравилась, но как говорится, на безрыбье и рак рыба. Вчера поздним вечером выбирать не приходилось. К счастью, мы покидаем её. Зато рядом расположен замечательный рынок, где мы подкупили бананов на завтрак.

Цены, по сравнению с побережьем, значительно ниже.

В Анурадхапуре осталось очень много достопримечательностей, и мы продолжаем их осмотр во второй день. Хочется побывать в местах наших вчерашних ночных приключений при свете дня.

Впереди нас ждет затерянный город! Затерянным он называется потому, что люди на долгие годы забыли о его существовании. Возможно, все они погибли или были угнаны в рабство в результате очередного нашествия захватчиков из Индии. Обнаружили эту огромную группу древних строений случайно.

Памятников древности здесь так много, что просто не знаешь с чего начать знакомство. Мы выбрали направление в самую гущу артефактов и стали осматривать все, что будет рядом.

По пути к центру вчерашних событий мы посетили не плохо сохранившийся индуистский храм.

Посещение всех индуистских храмов бесплатно. Мы уже бывали в нескольких из них и ни где не требовалось покупать входной билет.

По дороге к нему стали свидетелями обучения начинающих водителей. В основном обучение проходит на тук-туках. Смотрится забавно!

Не доходя 1 км до дерева Бодхи расположился королевский дворец Исурумуния.

Он высечен в скале по указанию короля Деванампия Тисса (пр. 307-267 до н.э.). Перед дворцом построен большой бассейн, рядом Храм со статуей Будды и фресками на стенах, есть пещера с большой колонией летучих мышей.

Исурумуния знаменита также своими скальными барельефами:

изображениями купающихся слонов. Если посмотреть выше, то можно разглядеть ещё одно изображение сидящего человека, над правым плечом которого высечена голова лошади.

Перед входом в главную комнату храма, вырезанную в скале, есть специально углубление. Оно находится от посетителя на удалении около трёх метров, а внизу ров с водой. Всем пришедшим предлагается проверить состояние своей кармы: кинуть монету в это углубление.

Если попал значит всё у тебя хорошо, если монета упала в воду - значит есть над чем поработать, как в биатлоне - штрафной круг. Хотя, никто не запрещает сделать несколько последовательных бросков. Большинство так и поступает.

Не все мои спутники попали в цель с первого раза.

Посещение храма платное. Входной билет стоит 200 рупий (~1.5$).

С вершины скалы для медитаций были видны развалины внушительных размеров. Мы решили обязательно там побывать.

Во время наших пеших переходов подметили, что часть туристов, в большей степени практичных китайцев, передвигаются на арендованных велосипедах. Это экономит много времени и сил. Берите велосипеды, не пожалеете!

Дойдя до больших развалин, мы увидели не достроенную ступу. Рядом находился пост охраны.

Полицейские нам рассказали, что эта ступа была взорвана террористами 30 лет назад. Огромная монолитная ступа разрушена практически полностью. Очевидно взрыв был чудовищной силы.

Сейчас идут восстановительные работы, но она открыта к осмотру. Здесь мы увидели своими глазами, что в ступе нет внутренних помещений. Весь объём заложен кирпичом. На каждом кирпиче стоит фирменное клеймо.

Разрушение ступы в буддизме считается одним из самых больших грехов. Тот, кто сделал это деяние, оказывается в аду сразу после окончания этой жизни. Цепь реинкарнаций (переселение, перевоплощение души) прерывается.

Восточные религии считают, что после смерти одного тела жизнь продолжается в новом. Согласно индуистским представлениям, душа переселяется в другое тело. Так она жизнь за жизнью принимает различные тела, лучшие или худшие - в зависимости от её деяний в предыдущих воплощениях.

Владимир Высоцкий в своей "Песне о переселении душ" популярно объяснил суть проблемы.

Для менее опасных преступлений и наказание более мягкое. Например: прекращение реинкарнаций с отсрочкой в 3 жизни, 5 жизней и т.д. Есть время для исправления и улучшения кармы.

Стрелки часов подсказывают, что пора двигаться дальше. Попрощавшись с затерянным городом, мы ловко, почти на ходу, выполняемых посадку в притормозивший автобус. За 12 рупий с человека доезжаем до старой автостанции. Наперед скажу, что в этот день мы немного поспешили. В затерянном городе можно было осмотреть еще одну достопримечательность.

Садимся на автобус Анурадхапура-Дамбулла. Стоимость проезда одного человека 90 рупий (~0.6$), 1.5 часа в пути. Автобусы ходят очень часто, поэтому приходить к определённому времени не нужно. Город Дамбулла находится не далеко от завтрашней цели нашего путешествия.

Приехав в Дамбуллу и поев в одном из многочисленных кафе, пошли искать отель, указанный в букинге. О нём были противоречивые отзывы, но хорошая цена. Осмотрев комнаты узнали, что цена гораздо выше указанной на сайте. Хозяин сказал, что первый плюнет в глаза человеку, разместившему эту цену в интернете. Нам не всё понравилось в этой гостинице, а тут ещё и с ценой измена. Мы пошли дальше искать себе кров. Хозяин комнат остался не доволен и под конец так разошёлся, что стал кричать нам вслед что-то и топать ногами у своего крыльца.

И очень быстро нашли две замечательные комнаты за 3500 Rs (~25$). Гостеприимная хозяйка напоили нас вкусным свежевыжатым соком из неизвестного фрукта, а у хозяина гостиницы нашлась подробная карта

короткой дороги в Сигирию.

Здесь мы смогли хорошо отдохнуть

и набраться сил для следующего, третьего дня нашего туристического марафона.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то