Какие архитектурные сооружения появились в 18 веке. Столичные архитекторы в провинции. Уход от барокко

  1. Архитектура XVII века

    Реферат >> Строительство

    «Архитектура XVII века»XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, ... жизнеутверждающий характер быстро развивавшегося русского национального искусства XVII в.Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности...

  2. Русская культура 18 века

    Реферат >> Культура и искусство

    Будущей революции. Глава 3. Архитектура . Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века . В стране, с запозданием... и красочные вышивки. На протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь...

  3. Русский портрет XVIII века

    Реферат >> Культура и искусство

    Выражения. И в архитектуре , и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские... XVIII века отсутствовал скульптурный портрет. Особенности русского портрета середины XVIII века С середины XVII по середину XVIII века ...

  4. Русская культура XVII веке

    Реферат >> Культура и искусство

    Краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века , - «Синопсис» Иннокентия... - Карион Истомин, Сильвестр Медведев. Архитектура . В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа: 1) первая...

  5. Развитие архитектуры XVIII века в России определялось социально-экономическими и политическими условиями, уровнем архитектурной и инженерно-технической мысли, опытом зодчих и строителей, вкусами и потребностями царской семьи, дворянства и богатого купечества.

    В начале XVIII в. начинается целенаправленное, творческое переосмысление и практическое использование наследия европейского искусства. В результате, в кратчайшие сроки в стране были заложены основы новой архитектурной школы, представлявшей сплав русских и европейских градостроительных традиций. Были изданы переведенные на русский язык многочисленные руководства по фортификации, строительству крепостей. Благодаря разработке типовых проектов жилых и общественных зданий, в России начала XVIII в. строились мануфактуры, судовые верфи, учебные заведения, театры. Продолжалось возведение церквей, соборов, дворцов, сооружались набережные, каналы, мосты.

    Важнейшим атрибутом архитектуры этого времени стал ордер, использование которого позволило создать принципиально новые монументальные общественные сооружения.

    Петр I ввел жесточайшую градостроительную дисциплину. Он определил стандарты для строившихся в столице домов: каменные двухэтажные для «именитых» горожан и деревянные – для «подлых» и «зажиточных». В условиях войны со Швецией Петром был издан указ, запрещавший возводить каменные здания вне Петербурга, что значительно затруднило строительство в провинции.

    В начале XVIII в. в России работали иностранные архитекторы итальянец Доменико Андреа Трезини (ок. 1670-1734), немец Андреас Шлютер (1660-1714) и др. В круг их обязанностей входило обучение русских специалистов своему мастерству. Манифест Петра I от 16 апреля 1702 г. гарантировал им и специалистам других профессий, приезжавшим в Россию, безопасность в пути, свободу вероисповедания, право беспрепятственно возвращаться на родину.

    Архитектура нового времени наиболее полно воплотилась в строительстве Санкт-Петербурга, основанного в 1703 г. С 1712 г. город стал столицей России. В градостроительных и архитектурных формах новой столицы воплощались идеи величия государства, петровских преобразований, становление светской культуры. Строительство новой столицы было начато с Петропавловской крепости – «земляной фортеции», заложенной 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы. В 1704 г. начала воздвигаться кораблестроительная верфь – Адмиралтейство, вокруг которого возникли слободы кораблестроителей и моряков.

    Возведением Петербурга руководила Канцелярия городовых дел, учрежденная в 1706 г. С 1709 г. она была преобразована в Канцелярию от строений, главной функцией которой был контроль за строительством столицы и деятельностью иностранных архитекторов.

    В 1710 г. по проекту Д. Трезини было начато сооружение Александро-Невского монастыря, к которому была проложена дорога – будущий Невский проспект. Под его руководством были также возведены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (при участии М. Г. Земцова), Гостиный двор, Летний дворец Петра (совместно с А. Шлютером) и др. Город украсили дворцы, принадлежавшие А. Д. Меншикову, А. М. Апраксину, П. И. Ягужинскому и другим вельможам. В 1711г. был построен первый Зимний дворец, отличавшийся простотой и скромностью отделки фасадов и интерьеров.

    С 1714 г. в пригородах Петербурга Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме возводились загородные царские дворцы и усадьбы приближенных Петра – П. М. Бестужева – Рюмина, Ф. А. Голицына, Г. И. Головкина и др.

    Особым блеском отличался архитектурный ансамбль Петергофа, состоявший из Большого Петровского дворца и парков, украшенных фонтанами и скульптурой. Руководство строительством летней резиденции государя возглавляли в разные годы Ж.-Б. Леблон (автор Генерального плана Петербурга), И. Браунштейн, Н. Микетти. В работе участвовали русские и иностранные скульпторы, живописцы, мастера разных специальностей. Строительство Петергофа было завершено в 1725г. Впоследствии здание Петровского дворца неоднократно перестраивалось.

    Основание Петербурга и перенесение в него столицы определило весь дальнейший ход российской истории: культуре страны было суждено распределиться по двум параллельным руслам – московскому и петербургскому. С этого времени началось то явное, то тайное соперничество двух столиц России – Петербурга и Москвы.

    В начале XVIII в. происходили заметные изменения в архитектурном облике Москвы – наметилось стремление к рациональной планировке («регулярности»), единообразию стиля, одинаковой высоте зданий, ширине улиц и т.д. Здесь сооружались здания промышленного, административного, учебного назначения, были построены новые храмы и дворцы знати. В начале XVIII в. были построены мануфактура Суконный двор, здание Главной аптеки (оно впоследствии стало первым помещением первого российского университета). После пожара в Кремле в 1701 г. Петр приказал построить Арсенал («цейхгауз» – его строительство было закончено в 1732 г.). У Никольских ворот было построено здание первого в стране публичного театра («Комедийной хоромины»). Было завершено строительство Большого Каменного моста длиной 140 и шириной 22 метра. В возведении этих сооружений принимали участие Х. Конрад, М. Чоглоков, Д. Иванов и другие зодчие и инженеры.

    Продолжалось также строительство дворцов, принадлежавших вельможам петровского времени. В Лефортово по проекту Д. В. Аксамитова был возведен дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова. По его же заказу И. П. Зарудный выстроил церковь Михаила Архангела («Меншикова башня») и др.

    К числу оригинальных архитектурных сооружений Петровской эпохи относятся триумфальные ворота. Их возводили на пути следования царственных особ вначале в Москве, а затем в Петербурге и других городах России. Триумфальные ворота были установлены в честь взятия Азова, победы под Полтавой, заключения Ништадтского мира и т.п.

    Военно-оборонительные задачи требовали реконструкции старых и закладки новых городов- крепостей. В результате были заложены, восстановлены или обновлены крепости Нарва, Рига, Ревель, Воронеж, Таганрог, Соловки, Копорье, Ям и др. Древнерусская крепость Орешек после ее возвращения в ходе Северной войны была реконструирована и переименована в Шлиссельбург.

    Каменные здания сооружались также в Тобольске, который с 1708 г. стал центром Сибирской губернии. В его строительстве заметную роль сыграл архитектор, картограф и географ С. У. Ремезов (1642-1720). По его проектам на территории тобольского кремля были построены Приказная палата и Гостиный двор.

    В 1714 г. на острове Кижи в Онежском озере был построен на средства местных крестьян деревянный храм в память Полтавской победы – церковь Преображения. Это уникальное сооружение, высотой в 35 м., украшенное 22 главами, отличающееся совершенством форм, было выполнено русскими мастерами без единого гвоздя. Преображенский храм в Кижах может считаться одним из высших проявлений русского плотничьего искусства.

    После смерти первого российского императора в 1725 г. началась эпоха дворцовых переворотов. Изменения, происходившие в политической жизни страны этого периода, были более заметными, чем изменения в культурной жизни. Так, в развитии архитектуры заметно прослеживалась линия предшествовавшего периода. Ведущим архитектором этого времени был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). С его именем связан расцвет художественного стиля барокко (от итальянского- «причудливый», «странный»). Для барокко была свойственна торжественность, пышность форм, нарядность и прихотливость декора, контрастные цвета (синий или малиновый с белым), обилие позолоты, связь с окружающей местностью, с ландшафтом. Основными сооружениями Растрелли были Зимний дворец, собор Смольного монастыря в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, Екатерининский дворец в Царском селе и др.

    Заслуга Растрелли состоит в том, что его многочисленные ученики, разъехавшись по России, строили в провинции так называемые «растреллиевские» церкви, дворцы, усадьбы. Одним из них был Савва Иванович Чевакинский (1713-1774) . Под его руководством в Петербурге

    был построен Никольский военно-морской собор, дворцы Шереметевых, И. И. Шувалова и др.

    Большой вклад в развитие отечественной архитектуры 30-50-х гг. XVIII внесли «пенсионеры», учившиеся архитектурному делу на государственный счет в Европе. Среди них – М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, И. А. Мордвинов, И. Ф. Мичурин. В Петербурге и Москве ими были возведены церкви, дворцы, театры и т.п. Судьба большинства из них складывалась трудно, а в отдельных случаях и трагично. Так, при Анне Иоанновне был казнен за участие в «деле Волынского» первый русский теоретик архитектуры Петр Михайлович Еропкин (1698-1740).

    В середине XVIII в., вслед за Европой, в русском искусстве получил развитие стиль рококо (или рокайль – от фр. «раковина»). Для архитектуры этого стиля был характерен манерно-утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид. В отделке помещений часто использовался мотив орнамента в виде стилизованной раковины. В декоре также широко использовались резные и лепные узоры, завитки, маски, головки амуров и т.д. В убранстве помещений большую роль играли живописные панно, рельефы, зеркала, статуэтки. Предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы. Преобладали светлые, переливчатые тона.

    В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

    Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

    Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

      1 Биография

      2 Работы

      3 Примечания

    Биография

    Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

    Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

    Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

    Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

    Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

    Работы

    Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

    Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

      Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

      Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

      Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

      Ново-Екатерининская больница (1774-76);

      Благородное собрание (1775);

      Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

      Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

      Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

      Путевой дворец (Тверь) ;

      Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

      Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

      Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

      Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

      Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

      Голицынская больница (1796-1801);

      Павловская больница (1802-1807);

      Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

      Генеральный план Коломны 1778 года;

      Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

      Петровский подъездной дворец (1776-1780);

      Генерал-губернаторский дом (1782);

    Приписываемое

      Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

      Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

      Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

    22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

    Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

    С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

    Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

    Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

    Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

    То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

    В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

    Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

    В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

    Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

    В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

    Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

    Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

    М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

    Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

    В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

    И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

    Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

    В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

    Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

    Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

    В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

    В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

    В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

    Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

    23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

    Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века

    (Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)

    После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а так же различные общественные здания.

    В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века, входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась при Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.

    (Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)

    Не обращая внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.

    (Белый Кремль)

    По приказу императрицы следовало снести наиболее обветшалые здания кремля, разобрать некоторые участки стен с южной стороны, а вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни "Иван Великий", построить грандиозный дворец в стиле классицизма. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.

    Все это было проделано с единственной целью, превратить средневековую крепость, в тесно связанный со столицей большой общественный комплекс. Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года, Екатерина II, дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения "Черная грязь", впоследствии получившего название Царицыно.

    (Дворец в Царицино)

    По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных ансамблей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.

    (Васильевский спуск)

    Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например "Ласточкин хвост", напоминающий окончания стен современного Кремля. Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание присуще архитектуре конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимально сложной. Снаружи дворец выглядел настолько мрачным, что когда императрица его увидела, она воскликнула что это больше похоже на тюрьму, а не на резиденцию царицы.

    (Московский Кремль XVIII века)

    Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.

    У русской архитектуры все еще впереди. Вернемся к истокам - первые русские зодчие, которые своим примером доказали, что русская архитектура существовала, существует и, будем надеяться, будет существовать в будущем. В конце-концов, русские просторы - огромное поле для деятельности.

    Федор Конь (1540-1606)

    Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.

    По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. Будучи сыном крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное образование. Затем он работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии, где зарекомендовал себя отличным мастером. Вернувшегося на Русь Федора, естественно, посадили в тюрьму, но вскоре выпустили и дозволили творить. Пару лет он строил лавки и сараи, а затем вдруг получил заказ на возведение стен Белого города в Москве. А дальше пошло-поехало – стены Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а также жемчужина русской архитектуры – Смоленский Кремль. Главной «фишкой» Коня было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные башни он украшал кокошниками и узорами.

    И да, прозвище Конь, прекрасно характеризовало Федора: он был высокого роста, силён и трудолюбив.

    Дмитрий Ухтомский (1719-1774)

    Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768

    Невероятно плодовитый представитель рода Рюриковичей Ухтомский считается одним из самых ярких российских архитекторов, творивший в стиле Елизаветинского барокко. Мальчик из обедневшего княжеского рода был отправлен в Москву, где быстро освоил инженерные и искусствоведческие науки. Начав с небольшой практики, он вскоре уже строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны. Для нее же и, по слухам, ее фаворита Степана Апраксина возвел знаменитый дом-комод на Покровке, считающийся одним из самых интересных зданий столицы. Ухтомскому принадлежит проект самой высокой колокольни России, построенной в Троице-Сергиевой Лавре.

    В 1745 г. стал главным архитектором Москвы и возглавил собственную "команду". Князь также разработал первый генплан Москвы, отреставрировал Кремль и открыл первую в стране архитектурную школу.

    Василий Баженов (1737-1799)

    Дом Пашкова. 1784 - 1786 гг.

    Об одном из самых знаменитых русских архитекторов известно сравнительно мало, а авторство большинства его проектов документально не подтверждено. Еще мальчиком, Баженова заметил известный архитектор Ухтомский в школе которого он обучался. Потом традиционная практика в Европе и триумфальное возвращение домой. Будучи самовлюбленным перфекционистом, он часто не сходился во мнениях с сильными мира сего. Так, получив заказы на перестройку Кремля и возведение царской резиденции Царицыно, он так и не завершил эти проекты, а из-за конфликта с Екатериной II вообще был даже уволен со службы. До нас дошло совсем не много построек Баженова, но каждая из них – подлинный шедевр: дом Пашкова и Большой царицынский мост в Москве, Михайловский дворец в Петербурге и др.

    Петровский путевой дворец, 1776-1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.

    Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Будучи учеником Баженова, Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в совершенно противоположных стилях. И это при том, что архитектор ни разу не покидал России и мог любоваться шедеврами европейских зодчих разве что с картинок. До наших дней не дошли многие из построек зодчего, а ведь некогда стиль Матвея Федоровича определял облик так называемой «казаковской москвы».

    Свою смерть видный архитектор встретил в Рязани в 1812 году. Узнав о том, что пожар уничтожил его любимый город Казакову стало плохо и он скончался.

    Осип Бове (1784-1834)

    Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

    Первый «нерусский» по-национальности в нашем списке архитектор. Однако по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Во время Отечественной войны он участвовал московском ополчении, а после пожара Бове назначали восстанавливать центральную часть города к северо-западу от Кремля. Как не удивительно, вскоре власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма, площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.

    Федор Шехтель (1859-1926)

    Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.

    Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна. Немец по рождению, Франц-Альберт принял православие в десятилетнем возрасте и буквально влюбился в русскую культуру. Недаром именно он строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием МХАТ им. Чехова и др.

    Алексей Щусев (1873-1949)

    Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 - 1912 гг.

    Самый «удобный» русский архитектор рубежа XIX-XX веков. В его наследии - часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро «Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к архитектуре Новгородской Руси (к примеру Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве).

    Еще до революции Щусев получил заказ на возведение Казанского вокзала – этакого теремка с башенками. У «советов» архитектор тоже был востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя и обезопасил от репрессий. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов. Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания и храмы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то