История Зимнего дворца. Справка. Зимний дворец Сообщение про зимний дворец

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга является Зимний дворец. Большой размер и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести Зимний дворец к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой . Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России… Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего», - так писал о Зимнем дворце В.А Жуковский.

История Зимнего дворца

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческа) Растрелли (1700-1771)- крупнейший представитель русского барокко. По происхождению . В 1716 году приехал с отцом в Петербург. Учился за границей. В 1730-1760 годах он был назначен придворным архитектором. К его детищам относят собор Смольного монастыря, Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгонова, дворец Воронцова и, конечно, Зимний дворец.

Зимний дворец строился сразу с целью, что это будет главная резиденция царей. Дворец возводился «для единой славы всероссийской», подчеркивал Растрелли. Пока возводился дворец, царский двор располагался во временном деревянном дворце, построенном Растрелли в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. В 1754 году был утвержден проект дворца. Его строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.

Сначала Зимний дворец был построен как небольшой двухэтажный дом, крытый черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом. Но в дальнейшем был достроен еще один этаж.

Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке. Здесь были собраны лучшие мастера со всей страны.

Завершилось строительство в 1762 году, но в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Отделка интерьеров была поручена лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко - огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Много раз дворец разрушался. Например, сильный пожар 17-19 декабря 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П.Брюллов. Согласно приказу Николая I дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

В конце XIX - начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и добавлялось новыми элементами. Таковы, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В.А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. С вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней Советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в и в здании Исторического музея.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца было отдано под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

Зимний дворец серьезно пострадал в годы войны. Снарядами и бомбами были повреждены Малый тронный или Петровский зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесен ущерб Иорданской лестнице. Реставрационные работы потребовали огромных усилий, растянулись на много лет.

Особенности строения Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора - колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной - изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.

Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего - это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.

Место расположения Зимнего дворца

Три центральные площади - Дворцовая, площадь Декабристов и Исаакиевская площадь образуют единый пространственный элемент на берегу Невы. Именно на этих площадях расположены главные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий.

Официальный адрес Зимнего дворца - Дворцовая набережная, дом 36.

Сегодня трудно отделить Зимний дворец от Эрмитажа. Здесь теперь размещаются ценные выставки и экспозиции, да и сам дворец уже давно воспринимается, как историческая ценность. Его история представляет собой непосредственное продолжение истории России, Петербурга и императорской династии.

Можно сказать, что зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский и как английский Тауэр. Санкт-Петербург является одним из самых интересных городов в России, и он очень привлекателен для туристов. И почти все экскурсионные группы посещают Эрмитаж, где они и узнают историю Зимнего дворца.

М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.


При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.



Фасад, обращённый к Неве

Архитектурные особенности здания


К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Размеры Зимнего дворца


Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

Экскурсии по Зимнему дворцу

За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.



Залы первого этажа

Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

Личные покои дочерей императора

Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

Помещения гауптвахты

От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей


Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

Ближний Восток и Северная Африка

В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

Второй этаж Зимнего дворца

Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.


Военная галерея Зимнего дворца

Большая парадная анфилада

Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.


А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

Невская анфилада

Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

Личные покои императора и императрицы

Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

Покои будущего императора Александра II и его жены

В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.


Собрание западноевропейского искусства

В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.


Третий этаж

Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

Информация для туристов

Как добраться

Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

Стоимость билетов и часы работы

Посещение всего комплекса Эрмитажа, в том числе Зимнего дворца, стоит 600 рублей, в первый четверг месяца можно пройти бесплатно. Если Вы хотите посетить только Зимний дворец, то достаточно будет билета за 300 рублей. Билеты рекомендуется приобретать заранее через Интернет, чтобы не стоять в очереди в кассу или к терминалу. Это можно сделать на официальном сайте www.hermitagemuseum.org . Дети и студенты, российские пенсионеры – льготная категория, получающая бесплатные билеты. Выходной день – понедельник, доступ туристам открыт с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу – до 21 часа. Зимний дворец не работает в Новый год и 9 мая.

Cлайд 1

Cлайд 2

План Зимнего дворца. 1. Иорданская галерея /первый этаж/ 2. Парадная (Иорданская) лестница 3. Фельдмаршальский зал 4. Петровский (Малый тронный) зал 5. Георгиевский (Большой тронный) зал 6. Военная галерея 1812 года 7. Гербовый зал 8. Большая церковь 9. Александровский зал 10. Залы военных картин 11. Большая гостиная 12. Белый зал 13. Октябрьская лестница 14. Золотая гостиная 15. Малиновый кабинет 16. Будуар 17. Учебная комната 18. Спальня 19. Ротонда 20. Библиотека Николая II 21. Малая (Белая) столовая 22. Малахитовая гостиная 23. Большая Арапская столовая 24. Концертный зал 25. Портретная галерея дома Романовых 26. Большой (Николаевский) зал 27. Аванзал

Cлайд 3

Страницы истории. Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт-Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами. Официально, строительство Зимнего дворца по проекту Б.Ф.Растрелли, началось в 1754 году и завершилось в 1762 году, но история его создания берет свое начало много раньше. На месте, ныне занимаемом дворцом в 1712 году при Петре Великом, было запрещено отдавать участки земли лицам, не принадлежавшим к морским чинам. Петр Великий, желая построить на этом месте дворец для себя, получил разрешение на постройку в качестве корабельного мастера Петра Алексеева и выстроил там жилой «маленький домик голландской архитектуры». Перед его боковым фасадом в 1718 году прорыли канал, названный по дворцу Зимней канавкой. В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Маторнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. Но в процессе работы архитектор Г.Маторнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат.

Cлайд 4

Зимний дворец в XVIII веке. (Портрет Анны Иоановны) Когда пришло царствование Анны Иоанновны, граф Бартоломео Франческо Растрелли, гениальный зодчий того времени, предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Дворец выглядел несколько иначе, чем существует в настоящее время. По мнению вошедшей на престол Елизаветы Петровны он не отвечал требованиям официальной резиденции русской императрицы. По ее приказу в 1754 году, граф Растрелли должен составить новый проект Зимнего дворца. Растрелли, в соответствии с пожеланием Елизаветы Петровны, старался создать дворец, которым могла бы гордиться российская столица. Дворцу был придан тот внешний вид, который сохранился до настоящего времени. На работы было ассигновано 859555 рублей, что по тому времени была сумма крайне скромная для такого проекта. И, тем не менее, автору и его помощникам удалось подчеркнуть богатство и разнообразие декора Зимнего дворца. Над его строительством трудились около четырех тысяч человек. Удалось собрать лучших мастеров со всей страны. Ныне Дворцовая площадь и Александровский сад были покрыты шалашами, в которых жили рабочие. Дворец получился, как и задумали, не похожий на другие.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Зимний дворец в XVIII веке. Его фасады оформлены с присущим Растрелли разнообразием, каждому из которых зодчий дал своеобразную трактовку. Сильно выступающие крылья обращенного к Адмиралтейству западного фасада образуют парадный двор. Такое же архитектурное решение было дано зодчим восточному торцу дворца, скрытому зданием Малого Эрмитажа. Северный фасад, обращенный к Неве, богато декорирован двухъярусными белыми колоннами, создающими эффектную игру светотени. Главный – южный фасад, ориентированный на Дворцовую площадь, прорезан тремя въездными арками. Светло-зеленая окраска стен выгодно контрастирует с белизной колонн. Декоративность здания усиливается прихотливыми изгибами сложных карнизов и многообразными наличниками окон. В их композицию включены головки амуров, львиные маски, причудливые завитки, характерные для стиля барокко. 176 скульптурных фигур на крыше, чередуясь с вазами, оживляют силуэт дворца, подчеркивая динамику его форм. Здание поражает и своими масштабами. Внутри него 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, составляет почти два километра. Вся система внешних украшений была призвана подчеркивать небывалую по тем временам высоту здания. Это впечатление усиливалось за счет расположенных в два яруса колонн. Но пожить в этом роскошном творении архитектуры Елизавете не пришлось.

Cлайд 8

Зимний дворец в XVIII веке. Портрет Петра III. В 1762 году работы были завершены, а 6 апреля того же года Император Петр III переезжает на жительство в Зимний дворец. Он с удовольствием наблюдает из окна дворца, как городские жители растаскивают хлам оставшийся после строительных работ, тем самым расчищают площадь перед дворцом, что казалось невероятным. Это простое решение подсказал Петру III генерал-полицмейстер Н.А.Корф. Но и Петру III не пришлось долго наслаждаться красотой Зимнего дворца. В 1763 году в него уже въезжала Екатерина II, возвратившись из Москвы после коронации. К ее приезду были завершены отделки всех внутренних помещений дворца со всеми имеющимися в нем украшениями. К концу XVIII в. во дворце насчитывалось до 1500 комнат, среди которых по особой роскошной отделке и собранным здесь произведениям искусства нужно выделить такие залы как: романовская галерея, содержащая собрание портретов Государей дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Георгиевский зал, в котором стоит золотой трон, с большим императорским гербом, вышитым золотом на красном бархатном фоне. Зал украшен мраморными колоннами и шестью великолепными люстрами, и многие другие залы. Во дворце был создан и зимний сад, с большими деревьями – тропическими и северными.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Зимний дворец в ХIХ веке. Свое завершение Зимний дворец приобрел в царствование императора Николая I (1825-1855). Внук великой Екатерины II и младший брат царя Александра I, Николай вступил на престол, жестоко подавив восстание 14 декабря 1825 года – первое организованное выступление против царизма. Вся дальнейшая политика его царствования была направлена на укрепление могущества и авторитета самодержавной власти. Став хозяином Зимнего дворца, Николай для поднятия престижа главной императорской резиденции отдает распоряжения по расширению парадной части дворца. Прежде всего, он осуществляет задуманную еще Александром I идею создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном. Еще в 1819 году из Англии был приглашен живописец Джордж Доу, которому было поручено написать портреты всех русских генералов – участников кампаний 1812-1815 годов. Доу, которому помогали русские живописцы А.В.Поляков и В.А.Голике, написал 332 портрета тех, кто был еще жив, и тех, кого уже не было в живых и кого он писал по сохранившимся прижизненным изображениям. В 1826 году известный петербургский архитектор К.Росси (1775/77-1849) построил в Зимнем дворце галерею длиной 55 м, где разместили написанные портреты. Так был создан уникальный памятник воинской славы России – Военная галерея 1812 года.

Cлайд 12

Романовская галерея В галерее помещены портреты представителей династии Романовых – от основателя Российской империи Петра Великого до последнего российского императора Николая II. Галерею, носившую тогда название Помпейской, создал после пожара 1837 г. В.П.Стасов, который поместил рядом с нею, над выходящим во двор Посольским подъездом, Зимний сад с застекленным потолком. В 1886 г. в галерее было решено разместить картины, в связи с чем по проекту дворцового архитектора Н.А.Горностаева изменили ее отделку. В выставочном зале, устроенном после Великой Отечественной войны на месте сада, расположена экспозиция «Русская культура 17 в.»

Cлайд 13

Георгиевский зал. Георгиевский (Большой тронный) зал, для которого был выстроен специальный корпус, со стороны Большого дворца, создан в 1787-1795 годах при Екатерине II по проекту Джакомо Кваренги (1744-1817). Новый тронный зал был решен в строгих классицистических формах. Огромное двусветное помещение производило ошеломляющее впечатление. Но шедевр Кваренги погиб в пожаре 1837 года. Император Николай I распорядился "Георгиевскому залу стараться сделать... всю из белого мрамора". Придавший необыкновенную торжественность Тронному залу белый каррарский мрамор доставляли из Италии. Потолок был украшен позолоченными орнаментами, рисунок которых повторен в узоре паркета из 16 пород цветного дерева. Над тронным местом - мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Георгиевский зал из-за трудоемкости мраморной облицовки был окончен позже, чем другие помещения дворца, и освящен в 1841 г. С этим залом связан вся официальная история Российского царствующего дома. Величественное и торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Cлайд 14

Военная галерея 1812 года. Военная галерея 1812 года - самое знаменитое из мемориальных помещений дворца - была сооружена по проекту выдающегося зодчего русского классицизма К.И.Росси (1775/77-1849) и торжественно открыта 25 декабря 1826года, в годовщину изгнания армии Наполеона из России. Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг. В Галерее были оставлены места для 13 портретов погибших, изображения которых найти не удалось. Портреты были заказаны Александром I художнику Джорджу Доу. Встреча русского императора и модного английского портретиста произошла в немецком городе Ахене, где осенью 1818 года состоялся первый конгресс Священного Союза стран - победительниц Наполеоновской армии. В глубине зала на торцовой стене расположен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом представлены парадные портреты, монархов союзных государств - Пруссии и Австрии. Портреты фельдмаршала М.И.Кутузова и М.Б.Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. Во время пожара 1837 года все портреты были спасены и возвращены на свои места в восстановленный В.П.Стасовым зал.

Cлайд 15

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. В 1828 году к работам в Зимнем дворце был привлечен О.Р.Монферран (1786-1858) – французский архитектор, приглашенный в Россию Александром I в 1816 году. Работая над возведением Исаакиевского собора, которому суждено было стать одним из грандиознейших сооружений середины XIX века, Монферран одновременно создает новые апартаменты в царской резиденции. В 1833-1834 годах рядом с Главной дворцовой лестницей он строит два зала, завершивших формирование главной анфилады парадных залов Зимнего дворца, - Фельдмаршальский и Петровский, посвященный памяти Петра Великого. Через три года все созданное Монферраном и его предшественниками в Зимнем дворце погибло в огне небывалого по масштабам пожара, произошедшего в декабре 1837 года. Пожары в те времена случались в Петербурге нередко, главным образом, по причине печного отопления, которое было и в царском дворце. В первом этаже, под Фельдмаршальским и Петровским залами, располагалась дворцовая аптека, в которой круглосуточно топилась печь. Вечером 17 декабря 1837 года из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брайнсбойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной...

Cлайд 16

Пожар в Зимнем дворце. Сильное пламя мгновенно охватило перекрытия: дворец заполыхал сверху. Спасти его оказалось невозможным. Огонь стремительно распространялся по стенам, по резному дереву золоченых орнаментов, живописным плафонам, вощеным паркетам. Сегодня очевидно, что конструктивная ошибка архитектора О.Р.Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала привели к трагическим последствиям. Очевидец происшествия А.П.Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более тридцати часов. «Торжественно печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы, он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы... ». Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение: срочно выносить из дворца все что возможно. Мебель, посуда, хрусталь, сундуки с одеждой, картины, ковры, книги, альбомы и другая утварь – все было сложено прямо на снег Дворцовой площади. Чтобы огонь не перекинулся на Эрмитаж, переходы между ним и дворцом были сломаны, а стены, за которыми хранились бесценные художественные сокровища, держали под напором воды. Пожар бушевал три дня. К вечеру 19 декабря от Зимнего дворца остался один гигантский обгоревший остов.

Cлайд 17

Фельдмаршальский зал. Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В.П.Стасовым близко к первоначальному проекту О.де Монферрана (1833 - 1834). Входы в зал, решенный в строгом классическом стиле, акцентированы порталами. Продольные стены оформлены сдвоенными пилястрами, на которых лежит поддерживающий хоры антаблемент. В декоре люстр золоченой бронзы и гризайльных росписях зала использованы мотивы воинской славы. До революции в нишах зала были помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется его название. В зале представлены памятники западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия художественного фарфора Императорского завода, созданные в первой половине 19 в.

Cлайд 18

Петровский зал. Петровский (Малый Тронный) зал увековечивает память об основателе Российской империи - Петре I. Зал был создан в 1833 году по проекту О.-Р. Монферрана (1786-1858) и восстановлен после пожара В. П. Стасовым почти без изменений. Украшением зала стала композиция с аллегорическим полотном "Петр I с Минервою" Дж. Амикони. Элементы императорской атрибутики - монограммы Петра Великого, короны, двуглавые орлы - занимают особое место в убранстве зала. Живописные изображения знаменитых сражений Северной войны - Полтавской баталии и битвы при Лесной - позволяли современникам воспринимать это помещение как "палладиум русского величия и славы". В зале Петра I находится историческая реликвия - трон императрицы Анны Иоанновны, изготовленный мастером Н. Клаузеном в Лондоне в 1731 году. Деревянная основа трона оправлена в массивное вызолоченное серебро, на спинке серебром вышит государственный герб России.

Cлайд 19

Зимний Дворец.1853 год. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Казалось, что возродить дворец уже не удастся. Однако последствия пожара были ликвидированы в небывало короткие сроки: в течение 1838-1839 годов. И весной 1839 года в заново отделанных парадных залах состоялся большой торжественный прием, посвященный возобновлению Зимнего дворца. Можно утверждать, что по масштабу и сложности это была небывалая для своего времени реставрации, каких не знала практика мировой архитектуры.

Cлайд 20

Возрождение Зимнего дворца. Возрождение Зимнего дворца после пожара 1837 года – это, прежде всего заслуга двух выдающихся русских архитекторов XIX века – В.П.Стасова (1769-1848) и А.П.Брюллова (1798-1877). В.П.Стасов восстанавливал парадную часть дворца и руководил общими строительными работами. Задача, стоявшая перед ним, была очень сложна. В короткий срок архитектор должен был не просто вернуть дворцу его прежнее великолепие, но и придать всем парадным залам облик, отвечавший художественным вкусам и взглядам николаевской эпохи – времени наивысшего могущества Российской империи, ставшей после победы над Наполеоном великой европейской державой. На этой идейной стороне особенно настаивал царь Николай I, который лично составлял тематическую программу декоративного оформления восстановленных залов. Наконец, необходимо было предусмотреть все меры, чтобы навсегда исключить возможность нового пожара. Стасов блестяще решил эту задачу, создав монументальный комплекс парадных залов, объединенных благородством классического стиля и идеей величия Российской империи.

Cлайд 21

Возрождение Зимнего дворца. Эта идея нашла свое выражение в грандиозности залов, в пышности и одновременно строгой продуманности и рациональности украшений, в богатстве использованных материалов, в мотивах и сюжетах стенных росписей, лепнины, картин, скульптур, декоративных предметов, наконец, в торжественном ритме, в котором залы, следуя один за другим, выстраиваются в великолепные анфилады. Здесь проходили все главные официальные дворцовые церемонии: торжественные приемы, великосветские балы, высочайшие выходы. Залы вдоль Невы и Большую парадную анфиладу, идущую вглубь Зимнего дворца к Большому тронному залу, соединяет Главная лестница. Сразу за Главной лестницей располагался первый зал Большой анфилады – Фельдмаршальский. Здесь обычно находились офицеры дворцовой гвардии и происходил развод дворцового караула. Украшенный портретами российских фельдмаршалов, зал должен был напоминать о военной славе и мощи Российской империи. Стасов воссоздал Фельдмаршальский зал таким, каким его построил Монферран. Кроме того, в соответствии с замыслом своего предшественника, он реставрировал соседний Петровский (Малый тронный) зал.

Cлайд 22

Возрождение Зимнего дворца. Следующий за Петровским Гербовый зал архитектор Стасов оформил по собственному проекту. Он значительно увеличил длину зала, и площадь Гербового зала (второго по величине в Зимнем дворце) теперь составляла 1000 кв.м. Используя характерную для русского классицизма композицию колонного зала, архитектор добился торжественной внушительности тяжелых, сплошь вызолоченных колонн роскошного коринфского ордера, лежащих на них верхних галерей и портиков, обрамляющих входы. По обе стороны от входов располагались скульптурные группы – русские витязи с копьями, на которых были укреплены щитки с гербами российских губерний. (Сейчас они укреплены по краям золоченых бронзовых люстр, украшающих зал.) Гербы и дали название залу, который олицетворял собой единение империи и императора: здесь проходили приемы государем представителей городов, губернского дворянства, сословий. В наши дни Гербовый зал, как и многие другие залы Зимнего дворца, является выставочным помещением. В Гербовом зале экспонируется богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVII-XVIII веков.

Cлайд 23

Гербовый зал. Каждый следующий зал Анфилады становился еще одним звеном в сложной картине символов, прославляющих Отечество. Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных церемоний, был создан В.П.Стасовым в конце 1830-х гг. в стиле позднего русского классицизма. Изображения гербов российских губерний помещены на люстрах золоченой бронзы. Входы в зал фланкируют скульптурные группы древнерусских воинов. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности.

Cлайд 24

Галерея Отечественной войны 1812 г. К Гербовому залу примыкает галерея Отечественной войны 1812 года. Все портреты галереи во время пожара были вынесены из огня и спасены солдатами гвардейских полков. Стасов получил возможность восстановить галерею в ее первоначальном виде. Однако архитектор в замысел Росси внес некоторые изменения, придавшие галерее законченный, торжественно-строгий и внушительный облик: длина I галереи была увеличена почти на 6 м, над карнизом разместились хоры – обходная галерея, связанная с такими же галереями соседних залов. Это было сделано не только для усиления декоративного эффекта, но и в противопожарных целях. Сквозь встроенные в своды остекленные переплеты, в галерею теперь проходил дневной свет, деревянные стропила перекрытий были заменены на железные.

Cлайд 25

Широкое применение металла при восстановлении дворца было новшеством в строительной практике того времени. Множество металлических конструкций, сложных элементов новой системы отопления, заменившей печное, водопровода, металлические детали архитектурных украшений были изготовлены для дворца на петербургском Александровском заводе. Возглавлявший его талантливый инженер М.Е.Кларк, используя новейшие достижения современной технической мысли, блестяще решил ряд сложных технических проблем, возникших в ходе работ. Он разработал и впервые применил в Зимнем дворце систему безопорного перекрытия с помощью металлических ферм и балок, к которым подвешивались потолки из медных листов. Эта система позволила создать перекрытия в таких больших залах, как Гербовый и Большой Тронный зал.

Cлайд 26

Большой тронный зал (Георгиевский) Большой Тронный зал – главный зал Зимнего дворца – завершает Большую парадную анфиладу. Существовавший здесь до пожара Тронный зал был создан архитектором Кваренги в царствование Екатерины II и освящен 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца – покровителя русского государства и армии. Отсюда возникло второе название зала – Георгиевский. Его убранство полностью погибло в огне пожара. Стасов оформил зал заново в строгом и величественном классическом стиле: грандиозное пространство (площадь зала 800 кв.м), ряды белоснежных колонн, блеск и тяжесть золоченой бронзы создают ощущение торжественности и великолепия. Здесь, в присутствии государя и высших сановников Двора, совершались важнейшие государственные акты, происходили главные официальные церемонии. Основная тема оформления парадной резиденции российских императоров - величие и мощь империи, Российского государства – нашла свое наивысшее выражение в художественном решении Большого Тронного зала.

Cлайд 27

Малахитовая гостиная. Отделка и художественное убранство жилой половины дворца после пожара 1837 года были поручены А.П.Брюллову, который создал комплекс жилых половин, расположившихся на всех трех этажах западной части Зимнего дворца. С особой роскошью и изысканностью он отделал комнаты императрицы Александры Федоровны – анфиладу, обращенную окнами на Неву и Адмиралтейство. Выдающийся талантливый архитектор, эрудит, знаток исторических стилей, в своих проектах он умело, со вкусом и тактом использовал приемы и традиции архитектуры античной классики, европейского средневековья, Востока. Отделка интерьеров на половине Александры Федоровны не сохранилась, но их облик донесли до нас акварели. Таково было распоряжение, сделанное Николаем I: он приказал зафиксировать в акварелях интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа. Исполненные в 1850-х-1860-х годах художниками К.А.Ухтомским, Э.П.Гауи Л.Премацци, акварели являются ныне бесценными документами, дающими точное и одновременно художественное представление об императорской резиденции XIX века. Единственный зал, отделка которого полностью сохранилась до наших дней, – это Малахитовая гостиная. Своей поистине сказочной роскошью зал обязан знаменитому уральскому малахиту – редкому и необычайно ценному камню зеленого цвета. В 1835 году на уральских рудниках во владениях горнозаводчиков Демидовых было найдено большое месторождение малахита. Более двух тонн малахита было пожертвовано Демидовым царю на отделку гостиной во дворце. Малахитовая гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. За Малахитовой гостиной открывался ряд личных покоев Александры Федоровны: Столовая, расписанная по мотивам фресок, раскопанных в Помпеях, в Италии, изящные Гостиные, Спальня, уютный Будуар, романтический Зимний Садик с журчащим фонтаном и экзотическими растениями, изысканная и роскошная Ванная комната, оформленная в мавританском стиле, словно напоенная пряными ароматами Востока.

Cлайд 28

Спальня. Комнаты императора располагались на третьем этаже. И только рабочий кабинет Николая I находился внизу, на первом этаже. Каждый вечер жители столицы могли видеть свет в окне кабинета императора и склонившуюся над столом его фигуру. Здесь же стояла его походная раскладная кровать, на которой ему было суждено скончаться в 1855 году. За стеной кабинета находились комнаты дочерей Николая I – Ольги и Александры. Эта небольшая анфилада просто, но изящно отделанных помещений и после замужества великих княжон продолжала оставаться княжеской «детской половиной».

Cлайд 29

Библиотека Николая II Особые апартаменты дворца предназначались для наследника – цесаревича, будущего императора Александра II. Эта Анфилада покоев с окнами на Адмиралтейство была создана архитектором Кваренги во времена Екатерины Великой специально для Александра I – тогда еще великого князя. Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине. А в 1839 году, в связи с предстоящим бракосочетанием наследника с принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей Марией Александровной), А.П.Брюллову было поручено оформление новой половины наследника. Эта Анфилада начиналась от Лестницы ее императорского величества, нынешней Октябрьской, идущей от Октябрьского подъезда со стороны Дворцовой площади. Брюллов сохранил классически сдержанное и элегантное убранство лестницы, созданное Монферраном до пожара. От лестницы следовала череда роскошно отделанных залов: парадный Белый зал (одна из лучших работ Брюллова в Зимнем дворце), Гостиные, Спальня, Будуар. Это были личные покои супруги наследника, смыкавшиеся с его собственными комнатами. В середине 1850-х годов ряд комнат Марии Александровны был заново оформлен известными архитекторами той поры: А.И.Штакеншнейдером (1802-1865), много работавшим в эти годы в императорской резиденции, и Ю.А.Боссе. Выдающийся мастер архитектуры историзма, тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны - Зеленую столовую и Малиновый кабинет. Вся жизнь императрицы Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы, а впоследствии стали ценным достоянием Эрмитажа.

Cлайд 30

Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине после пожара в 1837 году. В связи с предстоящим бракосочетанием наследника в 1839 году с принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей Марией Александровной), А.П.Брюллову было поручено оформление некоторых залов наследника. В анфиладу, которая начиналась от Лестницы ее императорского величества, нынешней Октябрьской, входил и Малиновый кабинет. Этот зал был оформлен А.П.Брюлловым в 1841 г. и использовался как рабочий кабинет и столовая Марии Александровны. В середине 1850-х годов ряд комнат супруги будущего императора Александра II был заново оформлен известным архитектором той поры – А.И.Штакеншнейдером, много работавшим в эти годы в императорской резиденции. Выдающийся мастер архитектуры историзма, тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны. В 1858 г. Штакеншнейдер изменил проект Малиновой комнаты. Были удалены хранилища и переделан потолок; обивка была заменена, но цвет ее остался такой же – темно-красный. Немалая часть жизни Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы.

Cлайд 31

Cлайд 32

Белый зал. Белый зал был создан А.П.Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 г. Этот выдержанный в белых тонах интерьер отличается богатством пластического декора: лепные орнаменты покрывают свод и пилястры, лента фриза украшена фигурками путти, предающихся играм. В центральной части зала, над изображениями доспехов, помещены барельефные фигуры древнеримских богов; колонны с пышными коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства. В интерьере гармонично смотрятся живописные панно французского пейзажиста 18 в. Г.Робера. В зале расположена экспозиция мебели Д.Рентгена, знаменитого мастера эпохи классицизма. Во время правления императора Александра II зал имел свое предназначение: проходившие тогда праздничные приемы, проводились не в северной части дворца, как при Николае I, а в южной его секции, где располагались личные комнаты императора и императрицы.

Cлайд 33

Октябрьская лестница. Эта парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. А.П.Брюлловым, сохранившим почти без изменений проект О.де Монферрана (нач. 1830-х гг.). Архитектурное решение лестницы, примыкавшей к личным апартаментам, отличается строгостью и ясностью, характерными для стилистики классицизма. В декоре отчетливо звучит тема славы: на барельефе, расположенном поверх окон, изображено триумфальное шествие; в люнетах представлены аллегорические композиции из склоненных перед двуглавым орлом женских фигур; в нишах помещены статуи античных божеств. Интерьер богато декорирован гризальной живописью. В центре росписи свода помещен медальон с изображением колесницы Аполлона. Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в 3 часа в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. выводили захваченных министров Временного правительства.

Cлайд 34

Зимний дворец с 1917 по 1925 годы Революционные потрясения 1917 года кардинально отразились на судьбе Зимнего дворца. В июле его сделало своей резиденцией Временное правительство, которое разместилось в бывших покоях Николая II. Предвидя переворотные события в стране, ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа отправляются в Москву для сохранения в Кремль. После взятия Зимнего дворца штурмом в ночь с 25 на 26 октября 1917 года, солдаты и матросы трое суток бесчинствовали в царских апартаментах, расхищая внутреннее убранство. Лишь спустя несколько дней, 30 октября 1917 года Зимний дворец именем Российской Советской Республики новое правительство объявило Государственным музеем. В 1925-1926 годах по проекту архитектора Государственного Эрмитажа А.В.Сивкова начали реконструкцию многочисленных служебных помещений с целью использования их для расширяющихся экспозиций Эрмитажа. Были уничтожены антресольные этажи, искажавшие Растреллиевскую и другие галереи, и коридоры, ряд внутренних лестниц, кухни, комнаты обслуживающего персонала, позднейшие перегородки. Большим достижением реставраторов Зимнего дворца явилось воссоздание в 1938 году одного из немногих сохранившихся растреллиевских интерьеров – Растреллиевской галереи. На третьем этаже по восточному фасаду дворца, где раньше находились шестьдесят четыре фрейлинские комнаты, после реконструкции первоначальной планировки образовалось семнадцать светлых залов.

Cлайд 35

Зимний дворец в довоенное время. Одновременно с реконструкцией произвели текущую реставрацию Гербового, Александровского и Белого залов, Большой церкви, Галереи 1812 года. К сожалению, при переделке и приспособлении бывших апартаментов царской семьи для размещения художественных коллекций демонтировали камины и печи, представлявшие художественную ценность. В 1930-х годах аммосовская система отопления была ликвидирована, и Зимний дворец подключили к городской теплосети. В 1939 году комиссия, в которую вошли представители Отдела охраны памятников, главный архитектор Эрмитажа, другие инженерно-технические работники, составила акт о техническом состоянии Зимнего дворца и определила перечень ремонтно-реставрационных работ. 10 мая 1941 года Ленгорисполком рассмотрел вопрос о ремонте и окраске зданий, выходящих на Дворцовую площадь. Но все намеченные работы прервала война...

Cлайд 36

Александровский зал. В 1834 г. А.П.Брюллов составил проект памятного зала в честь Александра I, который был осуществлен только после пожара. Архитектор нашел блестящее пространственное решение огромного двусветного помещения. Оригинальные перекрытия Александровского зала – веерные своды, несущие пологие купола, – стали его главным архитектурно-художественным акцентом. Обилие воздуха, грандиозность подкупольных пространств позволяли современникам характеризовать зал как выполненный в «византийском вкусе». Зал увековечивал память об Александре I: на торцовой стене был помещен портрет императора работы Дж. Доу, над ним – барельеф с профильным изображением Александра «в виде славянского божества Радомысла», олицетворяющего мудрость и храбрость. Фриз украсили увеличенные копии моделей Ф.П.Толстого, рассказывающие о событиях Отечественной войны 1812 года, и символические фигуры Слав. Мемориальный характер зала подчеркивали четыре огромных батальных полотна Г.П.Виллевальде.

Cлайд 37

Большая церковь. Интерьер Большой церкви, созданный по проекту Ф.Б.Растрелли, был одним из самых пышных в Зимнем дворце. Восстанавливая церковь после пожара 1837 г. В.П.Стасов стремился воссоздать ее первоначальный облик. Пространство разделено на три объема, два из которых - ближайший к входу и алтарная часть - двусветны. Центральная часть увенчана куполом и акцентирована пилонами со сдвоенными каннелированными колоннами коринфского ордера. Стены декорированы пилястрами того же ордера, которые чередуются с арочными проемами окон, освещающими церковь с двух сторон. Сильно профилированный и раскрепованный карниз отделяет первый ярус от верхнего ряда окон. Главную роль в художественном убранстве церкви играют золоченый лепной орнамент, выполненный из папье-маше, и живопись: плафон "Вознесение Христа" работы П.В.Басина в притворе и изображения четырех евангелистов на парусах, созданные Ф.А.Бруни. Убранство интерьера дополняли малиновые драпировки и позолоченные светильники.

Cлайд 38

Зимний дворец в годы войны 1941-1945 г. В первые дни Великой Отечественной войны многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка. Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание. Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода. Было пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. Другой снаряд, попавший в трибуну перед Зимним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Cлайд 39

Зимний дворец в годы войны. Несмотря на тяжелые положение, существовавшие в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая 1942 года обязал строительный трест №16 произвести первоочередные восстановительные работы в Эрмитаже, в которых приняли участие аварийно-восстановительные мастерские. Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждения ее снарядами, частично исправили опалубку, установили в разбитые световые фонари или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными деревянными, отремонтировали водопроводную систему.

Cлайд 40

Зимний дворец в годы войны. 12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала авиабомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены. Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея. Реставрационные работы потребовали огромных усилий и растянулись на много лет. Но, несмотря на все утраты, Зимний дворец остается выдающимся памятником архитектуры барокко.

Cлайд 41

Зимний дворец в настоящее время. Зимний дворец вместе со зданиями Малого, Большого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра образуют единый дворцовый комплекс, которому мало равных в мировой архитектуре. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского зодчества VIII-XI веков. Ныне все залы этого дворцового ансамбля, возводившегося на протяжении множества лет, занимает Государственный Эрмитаж. Это крупнейший музей мира, обладающий огромными коллекциями произведений искусства.

Cлайд 42

Зимний дворец в настоящее время. Сегодняшний Зимний дворец хранит память о разных эпохах: произведения Растрелли поражают причудливостью архитектурных фантазий; облик парадных помещений напоминает об официальных церемониях; оформление жилых покоев второй половины XIX века демонстрирует огромный диапазон выбора архитектурных прообразов.

История возникновения Зимнего дворца начинается с времен царствования Петра I .

Самый первый, тогда еще Зимний дом, был сооружен для Петра I в 1711 году на берегу Невы. Первый Зимний дворец был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. В 1719-1721 годах архитектор Георг Матторнови построил для Петра I новый дворец.

Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и не захотела поселиться в нем. Она поручила постройку нового Зимнего дворца архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся на набережной реки Невы дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Они были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый Зимний дворец. На местестарого дворцав конце XVIII века был возведен Эрмитажный театр.

Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию . Строительство нового дворца было поручено архитектору Растрелли.Созданный архитекторомпроект Зимнего дворца был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

Летом 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства дворца . Необходимую сумму - около 900 тысяч рублей - отвели из "кабацких" денег (сбор с питейной торговли). Предыдущий дворец был разобран. На время строительства двор переехал во временный деревянный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки.

Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством.

Зимний дворец представляет собой трехэтажное здание, имеющее в плане прямоугольную форму, с огромным парадным двором внутри. Главные фасады дворца обращены к набережной и сформировавшейся позднее площади.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса был главный вход во дворец.

По периметру кровли дворца расположена балюстрада с вазами и статуями (первоначально каменные в 1892-1894 годах были заменены на латунную выколотку).

Длина дворца (вдоль Невы) 210 метров, ширина - 175 метров, высота - 22 метра. Общая площадь дворца - 60 тысячквадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц.

Во дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Здесь проживало около четырех тысяч служащих, была даже своя армия - дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков. Во дворце имелось две церкви, театр, музей, библиотека, сад, канцелярия, аптека. Залы дворца были украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом.

При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, где росли и северные, и привезенные с юга растения, Романовская галерея; тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, гдебыли помещены332 портрета участников Отечественной войны. Архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы.

В 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар . Многие вещи удалось спасти, однако само зданиесильно пострадало. Но благодаря архитекторам Василию Стасову и Александру Брюллову уже через два года здание было восстановлено.

В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений. В 1880-х годах в Зимнем дворце был сооружен водопровод. На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.

В 1904 году император Николай II переехал из Зимнего дворца в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворецстал местом для торжественных приемов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Само здание несколько раз меняло цвет своих стен. Зимний дворец красили в красный, розовый, желтый цвета. Перед первой мировой войной дворец был выкрашен в красно-кирпичный цвет.

В годы Первой мировой войны в здании Зимнего дворца находился лазарет . После Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце работало Временное правительство. В послереволюционные годы в здании Зимнего дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году часть здания была передана музею Эрмитаж.

В 1925 - 1926 годах здание вновь перестроили, теперь уже под нужды музея.

Во время Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал от авианалетов и артобстрелов . В подвалах дворца размещался диспансер для ученых и деятелей культуры, страдавших дистрофией. В 1945-1946 годах были проведены реставрационные работы, тогда же весь Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс "Государственный Эрмитаж".

Едва ли не самая посещаемая достопримечательность северной столицы России - Зимний дворец. Здание было выстроено в середине XVIII столетия , проект его был разработан графом Франческо Растрелли . Дворец построен в соответствии с канонами русского барокко времен императрицы Елизаветы Петровны . Стиль интерьеров здания несколько иной - здесь использованы отдельные элементы рококо (французского).

До начала XX века дворец являлся императорской резиденцией. В предреволюционное время в здании разместился госпиталь. После революционных событий во дворце заседали члены Временного правительства . Позже в здании разместились музейные экспозиции .

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I ).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны , которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Возведение дворца и оформление интерьеров

Строительство здания, являющегося сегодня одной из главных архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, длилось приблизительно семь лет. В середине XVIII века дворец был самым высоким зданием в городе (речь здесь идет о жилых домах). В нем было почти полторы тысячи комнат.

Заказчица здания (Елизавета Петровна) до окончания строительных работ не дожила. Завершились они уже в период правления Екатерины II . В середине 60-х годов XVIII века ей было передано из-за границы несколько сотен картин, большинство авторов которых принадлежало к голландско-фламандской школе. Именно эти полотна и положили начало той экспозиции, которую сегодня можно увидеть во дворце. До нашего времени сохранилось менее сотни этих картин. Кстати, название знаменитого музея - Эрмитаж - происходит от названия тех дворцовых покоев, в которых первоначально были размещены картины.

В 30-е годы XIX века в здании случился сильный пожар , уничтоживший практически все его интерьеры. Пламя бушевало почти трое суток, потушить его не удавалось. Во время пожара погибли тринадцать человек (пожарные и солдаты). Есть версия, что на самом деле погибших было больше, но официальные источники скрыли этот факт. После пожара во дворце проводились серьезные восстановительные работы. Они продолжались около двух лет и потребовали от архитекторов и строителей огромных усилий.

В 80-е годы XIX века во дворце прогремел взрыв - это была попытка убийства императора, осуществленная террористической организацией. Многие солдаты, стоявшие в карауле, были ранены, несколько человек убито. Император не пострадал.

Первые годы XX века были отмечены двумя знаменательными событиями в истории дворца - это грандиозный костюмированный бал и, спустя два года, расстрел мирной демонстрации (безоружные рабочие шли через площадь к дворцу, чтоб передать императору петицию).

В послереволюционный период дворец был объявлен государственным музеем . Вскоре в нем открылась и первая выставка. До начала 40-х годов XX века в здании соседствовали два государственных музея - Эрмитаж и музей революции.

В военные годы дворцовые подвалы были переоборудованы в бомбоубежища , но в итоге использовались как жилые помещения: в них постоянно проживали примерно две тысячи человек. В залах дворца находились коллекции нескольких музеев: там была укрыта экспозиция самого Эрмитажа (точнее, ее часть, так как остальное было эвакуировано), а также ценности ряда других городских музеев. Были укрыты в здании и произведения искусства из других дворцов (находящихся в пригородах).

В военное время здание сильно пострадало от бомб и артиллерийского обстрела. После войны его восстановление продолжалось много лет.

Архитектурные особенности и колорит

Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка . Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед - эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.

Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий - примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.

Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.

Дворцовые залы

Каждый дворцовый зал является фактически самостоятельным шедевром (хотя оригинальные интерьеры почти не сохранились), он достоин внимания сам по себе и вместе с тем усиливает общее впечатление великолепия. Расскажем о некоторых из этих залов:

- Аванзал был создан в конце XVIII столетия. Во время балов использовался как парадная буфетная: здесь кавалеры и дамы пили шампанское. Обратите внимание на плафон: это произведение работы итальянского мастера; оно относится к тому небольшому количеству элементов декора, которые чудом уцелели во время трехдневного пожара.

-Николаевский зал (его также называют Большим) так же был создан в конце XVIII столетия. В старину он освещался фонарями, изготовленными из синего стекла. Синие лучи падали на цветной мрамор, украшающий колонны и стены, и создавался удивительный, незабываемый эффект. Площадь зала - более тысячи квадратных метров. Если говорить о размерах, то это наиболее впечатляющий зал дворца. В дореволюционное время здесь проходили банкеты и балы (кроме того времени, когда в здании был открыт госпиталь). В настоящее время в зале проводятся временные выставки.

- Концертный зал украшен скульптурами древнегреческих богинь и муз. Здесь также можно увидеть великолепную коллекцию старинного русского серебра.

Еще одна жемчужина дворца - Малахитовая гостиная . На ее отделку было израсходовано более ста двадцати пудов малахита. Комната была отделана зеленым камнем уже после пожара; до этого она называлась Яшмовой, а ее отделка соответствовала названию.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то