Священный город Анурадхапура — хитрости бесплатного билета. Достопримечательности Анурадхапуры — старый город Как доехать из Полоннарувы в Анурадхапуру

И набравшись сил, нам предстоял переезд в Анурадхапуру — древнюю столицу Шри-Ланки. По количеству достопримечательностей Анурадхапура занимает первое место в Шри-Ланке и мы планировали потратить на нее пару дней, но все случилось совсем иначе…

Как доехать из Негомбо в Анурадхапуру.
Прямых автобусов из Негомбо в Анурадхапуру вроде как нет, поэтому нужно сначала доехать до Курунегалы, а там пересесть на автобус до Анурадхапуры. В 6м часу утра мы встали, собрали вещи, перекусили, расплатились с хозяевами гестхауза и поймали проезжающего тукера, с которым договорились доехать до автовокзала за 250 рупий. На автовокзале нам любезно подсказали номер необходимого автобуса, мы бросили сумки рядом с водительским сиденьем и стали ждать отправления.


Транспорт Шри-Ланки.
В Шри-Ланке отлично развито транспортное сообщение между городами, причем есть различные по бюджету и скорости варианты. Самый дешевый вариант ехать на старых красных автобусах, но они останавливаются на каждой остановке и едут очень медленно, буквально выжимают последние оставшиеся силы из миллионных моторов. Второй вариант, которым мы пользовались чаще всего, это такие же большие автобусы, но обычно белого цвета. Они мчатся от вокзала до вокзала на всех парах. Это вождение на грани и как они до сих пор живы мне непонятно. В начале каждой поездки, автобусы останавливаются около маленьких домиков, с фигурками Будды. Там контролер оставляет небольшую сумму в качестве пожертвования и берет какую-то белую пудру, мажет ей себе лоб, водителю лоб и руль автобуса. Наверное секрет выживания именно в этом. А может быть в другом — всю дорогу водитель с контролером жуют бетель. Это листья местного растения, которые продаются на каждом углу, и по словам ланкийцев являются отличным тонизирующим средством. Зубы от него гниют, а глаза становятся стеклянными, но все равно все жуют. Третий вариант — воспользоваться услугами скоростной маршрутки под названием «экспресс». Это микроавтобусы с исключительно сидячими местами, едут быстро, но цена выше. Во всех автобусах оплату принимает контролер и даже выдает билетики. Водитель только баранку крутит. Также некоторые пользуются услугами тук-туков для переезда между городами, но это, по-моему, издевательство. Едут они медленно, а от звука рева мотора можно с ума сойти на дальних переездах.

Дешевые авиабилеты на Шри-Ланку надо?

Курунегала.
Для того, чтобы добраться до Курунегалы, мы воспользовались услугами большого белого автобуса, сели позади водителя. Обычно эти места зарезервированы для монахов, но туристов тоже частенько туда сажают. За 2.5 часа и 190 рупий на двоих мы доехали до автовокзала Курунегалы. Там распросили водителей автобусов, быстренько нашли бас до Анурадхапуры и в 9 часов мы уже ехали в нужном нам направлении. Стоимость проезда Курунегала-Анурадхапура составляет 140 рупий с человека (большой белый автобус). В 11.30 мы были на автовокзале Анурадхапуры. Стоит отметить, что в Анурадхапуре два вокзала, новый и старый. Сначала автобус заезжает на новый, который выглядит как обычная автобусная остановка с кучей автобусов, а потом едет на старый, там все более организованно, платформы и все такое. Автобусы на дальние расстояния в основном отправляются со старого вокзала.

Анурадхапура.
Около старого автовокзала мы обратились к тукерам с вопросом о жилье. Хотелось найти что-то в районе 1500 рупий за ночь. Пока тукеры спорили между собой, подкатил мужичок на скутере и предложил заселиться в его домашний гестхауз за 1200 рупий. Мы согласились поехать посмотреть на его жилье. Хозяин геста предложил воспользоваться услугами одного из тукеров. Тут мы допустили ошибку и не договорились о цене за тук-тук заранее, понадеялись на мужичка. В итоге, доехав до геста, который нам понравился, тукер сказал, что денег за доставку не нужно и стал предлагать свои услуги по организации экскурсии по Анурадхапуре и козырять билетами, которые вообще не нужны нигде, кроме храма Инсурмуния. Мы отказались от его услуг и он попросил 400 рупий за доставку к гесту, а это вдвое больше ожидаемой цены за тук. На возражения начал плакаться, что Шри-Ланка из э смол кантри, ви ар пур пипл энд ви хэв но мани. Обычная история короче. Заплатили ему 300, чтоб отстал, получив урок на будущее — всегда договариваться о цене заранее. Кстати, договариваясь о цене в гестах, также всегда спрашивайте — нет ли каких-нибудь дополнительных налогов или такс, а то может потом оказаться сюрпризом.

Тукер уехал, хозяин сказал, что Будда его покарает за такие цены. А мы заселились, распросили его, где можно перекусить, какая держится погода и сколько времени нужно на посещение всех основных достопримечательностей. В процессе общения приветливый ланкиец предложил нам экскурсию по всем храмам и дагобам за 4000 рупий на двоих. За эти деньги он обещал тук-тук, свои услуги гида и пресловутые «билеты». Недолго думая согласились, цена не такая большая, зато есть возможность быстро все посмотреть не заморачиваясь вопросом как добраться в то или иное место. Договорились на 4 вечера и пошли искать едальню.

Погода портилась. Вообще в центре страны с постоянной периодичностью идут дожди. По дороге из гестхауза встретили много разной живности — лангура, пальмовую белку и какую-то цаплю.

Мы направлялись в супермаркет Food City, который приметили, когда ехали на туке в гест. Он был недалеко и мы дошли до него пешком. Чуть дальше по дороге находился новый автовокзал. В общем наше местоположение было очень удобным. В маркете мы накупили продуктов на вечер, а на втором этаже плотно покушали жареной рыбы в китайском ресторанчике. Порции огромные, цены бросовые. За 1100 рупий наелись от пуза. Пока ели, снаружи зарядил неслабый тропический ливень, который кончился также внезапно, как и начался.

Вернулись точно к 4м часам, во дворе геста нас уже ждал нанятый хозяином тук-тук. Погода вроде бы разошлась и мы поехали смотреть город.

Достопримечательности Анурадхапуры.
Первым пунктом нашей экскурсии был индуистский храм. В наш маршрут он не входил, но проезжая мимо, мы попросили остановиться и посмотреть. В храме, по счастливой случайности, проводился какой-то обряд очищения. Семья прихожан сидела на полу, вокруг них ходили служители с благовоньями и пели песни. Наш гид помолился, поставил нам белые точки на лбу и рассказал про разных индуистских богов. Было довольно интересно.

Вессагирия.
Далее мы отправились к пещерам монастыря Вессагирия. Это комплекс из нескольких огромных валунов и пещер под ними. Монахи прятались здесь от дождя и медитировали. Повсюду на стенах древние надписи. А на вершине открывается восхитительный вид на окрестности, все в зелени и шпили различных дагоб повсюду. Тут же мы заметили несколько макак и впервые видели летающего павлина.

Инсурмуния.
К буддийстскому храму Инсурмуния мы приехали под дождем, который зарядил с новой силой. Купили билеты по 200 рупий, оставили обувь перед входом (так принято во всех буддистских храмах) и пошли «гулять по лужам». Промокли до нитки почти сразу, несмотря на наличие 2х зонтов. Весь комплекс очень красивый. На небольшом возвышении находится алтарь с лунными охранными камнями перед входом. Справа небольшой бассеин с выгравированными изображениями слонов на скале. Слева небольшая пристройка к скале, внутри которой находится лежащий Будда. Тут же рядом небольшой исторический музей, посвященный храму Инсурмуния. А с тыльной стороны храма находится лестница, ведущая на самую вершину. Здесь находится главная достопримечательность храма — отпечаток стопы Будды. По традиции туда кидают монетку и загадывают желание, чем мы и воспользовались. К этому времени дождь прекратился и на территории храмового комплекса появилось множество лангуров и пальмовых белок.

Старгейт. Ранмасу-уяна.
Недалеко от храма Инсурмуния находится разрушенный археологический комплекс Ранмасу-уяна. Шри-Ланкийцы называют его Королевский сад удовольствий. Недалеко друг от друга находятся 2 бассейна, один женский, другой мужской. Подходя к комплексу, наш гид поинтересовался, верим ли мы в инопланетян и отвел в место, где по преданиям, инопланетяне оставили свои знаки на камне. На рисунке изображено что-то вроде карты вселенной.

Позади Ранмасу-уяна и Инсурмунии находится красивейшее озеро Тисса Уэва, которое заиграло всеми красками на солнце, вышедшем после проливного дождя.

Ступа Мирисаветия.
Следующей точкой нашей экскурсии была ступа Мирисаветия. Огромная белоснежная догоба. Размеры ее просто невообразимы. Если честно, до планирования поездки в Шри-Ланку, я даже не подозревал о существовании таких архитекртурных сооружений. Внутри дагобы или ступы (как ее еще называют) обычно находится какая-то реликвия, но входа внутрь не предусмотрено. Мы обошли ее вокруг, пофотографировались и отправились в следующий пункт назначения.

Шри Маха Бодхи
Священное фиговое дерево в Анурадхапуре, выращенное из отростка дерева Бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Ланкийцы говорят, что это старейшее дерево на Земле. Некоторые ветки опираются на золотые подпорки, а снизу находится храм, куда сходятся тысячи паломников. Мы попали как раз на вечернюю службу. Музыканты били в барабаны, играла музыка, верующие подносили цветы к дереву и молились. Дерево Шри Маха Бодхи считается одной из главных святынь Шри-Ланки.

Дагоба Руанвели.
Позади дерева Шри Маха Бодхи находится широкая аллея. Мы пошли по ней пешком к дагобе Руанвели. Огромная белая ступа, как и Мирисаветия. Считается самой большой и старой дагобой Анурадхапуры. Вокруг нее единым ансамблем расположены 4 маленьких ступы и небольшой храм с лежащим Буддой, внутри которого монах рассказывал какую-то историю прихожанам.

Тхупарамайя Дагоба.
К этой красивейшей дагобе, окруженной столбами и маленькими алтарями, мы подошли уже в темноте. Внутри дагобы Тхупарамайя хранится кусочек тела самого Будды. Несмотря на скромный размер — это одна из самых красивых ступ, которые я видел.

Джетавана Дагоба.
К этой огромной кирпичной ступе мы не попали. Наступила ночь и видели ее только издалека. Тукер подвез нас максимально близко, чтобы сделать фото, но без штатива это было нереально. За вечер насмотрелись на столько дагоб, что думаю ничего не потеряли.

Довольные и полные эмоций от увиденного поехали домой, по дороге накупили фруктов на ночном базаре. Кстати бананы здесь мелкие, вдвое меньше тех, которые мы привыкли видеть, но зато сладкие. А ананасы местные жители предпочитают есть с солью и перцем. По возвращению в гест, я попросил хозяйку почистить и порезать ананас. По моей просьбе она также посыпала половину долек солью с перцем. Вкусно конечно, но если честно дольки без специй мне понравились больше. Будет возможность попробуйте.

Это был очень интересный день и мы ни сколько не пожалели, что взяли нашего хозяина геста в гиды. Сами мы бы ходили тут 2 дня и порядочно устали. Так что по возможности поступайте также. Город большой и достопримечательности удалены друг от друга.

Перед сном мы уточнили у хозяина геста как нам добраться до , городка недалеко от Анурадхапуры. Все узнали и отправились спать. Планировалось, что рано утром мы отправимся в Михинтале, осмотрим там все до обеда, вернемся и уедем из Анурадхапуры…

Понравился отчет? Поделитесь с друзьями.

Крошечный Михинтале считается колыбелью буддизма на Шри-Ланке. Именно здесь в 3 веке до н.э. появился первый буддийский монастырь и началась миссионерская деятельность Махинды - в честь него гору Михинтале также называют горой Махинды.

С течением времени монастырь разросся, приобрел влияние, и до 13 века был третьим величайшим монастырским комплексом в Шри-Ланке. Веками здесь возводились ступы(их было больше 60), и некоторые - довольно большие.

В наши дни Михинтале справедливо считается священным и посещается паломниками. Это - действующий храм: спокойное и величественное место, многочисленные ступы и другие древние сооружения неброско, но идеально вписаны в пейзаж. В одной из древнейших ступ находятся останки Махинды, на горе также есть большая статуя Будды.

Координаты : 8.35027500,80.51811200

Дерево Бо

Дерево Бо (или фикус священный) - одно из самых старых деревьев на свете. Трудно представить себе его возраст - 23 века. Многовековая громада выросла из саженца, взятого от дерева в непальском Будха Гойя, под которым Будда обрел просветление. По этой причине, конечно, дерево является своеобразной святыней для всех последователей буддизма.

Отросток был привезен из Непала на остров в III веке до нашей эры монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки, и нашел свое место в королевском парке Анурадхапуры.

Казалось бы, такое старое дерево должно быть очень большим. Но само священное Бо невелико, его почтенную старость поддерживают специальные подпорки. Зато соседнее защитное дерево впечатляюще огромно.

Как и положено святыне, окруженное золотым забором дерево Бо тщательно охраняется. Просто так подойти к нему нельзя. Но пройдя защитные кордоны, возле дерева можно застыть в благоговении и, если повезет, подобрать на память о паломничестве опавший листочек.

Координаты : 8.34433100,80.39734800

А какие достопримечательности Анурадхапуры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Джетаванарама ступа

«Джетаванарама» - это уникальный монастырский комплекс, созданный королем Махасеной в 276-303 годах. Во время рассвета обители, на ее территории, занимавшей площадь 48 гектаров, размещалось около 3000 монахов. На центральной платформе комплекса расположена «Джетавана ступа», возвышающаяся на 120 м и являющаяся самым высоким кирпичным сооружением, когда-либо построенным человеком. В IV веке нашей эры, во время распада Римской империи, ступа «Джетаванарама» являлась третьим по величине сооружением в мире, уступавшим только пирамидам Хефрена и Хеопса в Гизе. Структура имеет массивную кирпичную кладку, которая уходит на 14 метровую глубину, так, что вес монумента приходится полностью на коренные породы.

Еще одна уникальность ступы заключается в том, что она представляет собой идеальную окружность и содержит частицы физических останков Будды. Место, где стоит сооружение, было известно еще в древности как Сады Нанданы. Именно здесь в течении 7 дней читал проповедь для 7000 человек Арахат Махинда. «Джетаванарама ступа» была возведена над отпечатком ступни Будды, на ее строительство пошло 93 300 000 кирпичей.

Координаты : 8.35176200,80.40372100

Музей денег при Центральном банке своими коллекциями может потягаться с историческим музеем, ведь именно в монетах своих королевств история Шри-Ланки нашла свое отражение. Здесь можно проследить все этапы развития страны от колониальных времен, когда территория находилась под владычеством сначала Португалии, а затем Голландии и Британии, до наших дней. Экспонаты коллекций музея денег признаны старейшими в регионе.

Музей был создан в апреле 1982 года для хранения полной коллекции нумизматики страны. Но со временем экспонатов становилось все больше и больше, они охватывали более обширные временные периоды и коллекцию разделили на четыре тематические экспозиции: «Древний период», «Средневековый период», «Колониальный период» и «Период независимости с момента создания Центрального банка Шри-Ланки».

В первых двух можно найти самые старые монеты, которые были в обращении на территории Шри-Ланки. Они назывались Kahapana и датируются III веком до нашей эры. Они были самой разнообразной формы и изготавливались в основном из серебра. Золотые монеты kahavanu появились на острове лишь спустя четыре века. Первые иностранные монеты появились с развитием мореплавания и торговли. На территории Шри-Ланки найдены множество монет греческого, индо-греческого, римского, китайского и арабского происхождения.

Координаты : 6.93427600,79.84226900

Бассейны-близнецы Кутам Покуна

Бассейны Кутам Покуна (бассейны-близнецы) – старинные бассейны Древнего мира, представляющие собой огромную гидрологическую, инженерную, архитектурную и художественную ценность. Бассейны предназначались для купания буддистских монахов.

Бассейны построили в VIII веке в царстве Андрадхапура. На самом деле бассейны не являются близнецами, ведь первый достигает в длину 28 метров, а второй - 40 метров.

Бассейны вырезаны из гранитных плит, которые покрывают дно и стены. К ним также ведут ступенчатые стены в виде полок, на которые при купании монахи ставили горшки для омовения и другие предметы.

Бассейны отличаются уникальной системой очистки воды: перед тем, как попасть в бассейн, вода проходит через ряд углублений рядом с сооружением, а вся грязь оседает на дне. Между собой бассейны связаны с помощью трубопровода.

Координаты : 8.37110200,80.40159700

Ступа Абхайягири

Ступа в Анурадхапуре – второе по высоте здание Древнего мира, построенное в I веке до нашей эры королем Ватта Гамини Абхая. Высота ступы превышает 112 метров.

Перед входом в ступу установлены два каменных изваяния, которые считаются стражами бога Куверы. Название ступы состоит из двух имен – имени короля Абхая и имени Джейна, известного как Гири. В ступе находится интересная библиотека Древнего мира, которую стремятся посетить даже иностранные ученые, интересующиеся изучением буддизма.

Считается, что ступа украшена золотом, серебром и драгоценными камнями.

Рядом со ступой построен одноименный монастырь, в котором когда-то проживало 5 000 монахов. Они поклонялись изваянию Будды, сделанному из зеленого нефрита.

Координаты : 8.37101700,80.39550300

Самые популярные достопримечательности в Анурадхапуре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Анурадхапуры на нашем сайте.

Анурадхапура - знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в . Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала , пещерный храм и удивительные храмы .

Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки

Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки - Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.

Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»

Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву , и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.

Достопримечательности Анурадхапуры

Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».

Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.


При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту - т.е. была выше многих египетских пирамид.

Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.

Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы - с отрешенностью от всего земного.

Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.

Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая - шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» - «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.

Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.

Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.

Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.

В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.


К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой - первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.

Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.

Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».


У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.

Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке - она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».

Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.

Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы - монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе - композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.

Строительство Лохапасады - Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.


Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название - Бронзовый - дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.

Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн - их здесь насчитывается до 1600 штук!

Зато отлично сохранился Куттам - «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.


В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.

Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города , и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта - дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.

Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» - «священного великого бо» из Анурадхапуры.


Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.

(Anuradhapura) — это древний город на острове Цейлон, который был первой столицей Шри-Ланки. Сингалы построили город Анурадхапура аж в V веке до нашей эры! С тех пор прошло много времени, но остатки этого интересного города сингалов можно увидеть на севере Шри-Ланки, приехав туда из Коломбо на автобусе. Мы захотели непременно посетить его древние руины, пропитанные духом древней истории!

По сравнению с югом страны, в центре и на севере Шри-Ланки сохранились главные культурные достопримечательности — так называемый «Золотой треугольник». Анурадхапура является его частью. Тут находятся знаменитые ступы или дагобы, которые распространились как архитектурная норма по всей Юго-Восточной Азии, и самое высокое здание из кирпича в мире! И мы начали свое знакомство со Шри-Ланкой именно здесь, в Анурадхапуре. Практической информации и опыта накопилось много, и сейчас обо всем подробно расскажем.

— это первая столица сингальского государства и была основана в V веке до нашей эры индийским принцем Анурадхой. Находится в черте современного одноименного города на Шри-Ланке. Название его дословно переводится «город Анурадхи».

Основная информация

Название Анурадхапура, (англ. Anuradhapura)
Где находится В северной центральной части острова Шри-Ланка, на берегу реки Аруви, на высоте 81 м над уровнем моря
Что собой представляет Город Анурадхапура является священным для буддистов и состоит из Старого города (историческая часть + археологическая зона) и Нового города за рекой (жилые кварталы и туристическая зона). Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1982 года
GPS координаты 8° 21′ 0″ N, 80° 23′ 7″ E
8.35, 80.385278
Расстояние до Коломбо 206 км
Как добраться Из Коломбо - на автобусе, поезде или такси;
Из Матары - на поезде;
На автобусе из Тринкомале, Вавунии, Полоннарувы, Дамбуллы, Канди и Курунегалы
Дата основания V век до нашей эры
Площадь 36 кв. км
Население 65 тысяч человек
Климат Субэкваториальный, есть два сезона дождей (апрель-май и октябрь-январь). Самый сухой месяц - июнь
Что посмотреть Основные достопримечательности: древние дагобы, руины дворцов сингальских царей, скальный монастырь Исурумния, священное дерево Бодхи

Вид с вершины монастыря в Анурадхапуре

Древний город

Город Анурадхапура — это небольшой современный город на севере Шри-Ланки, который находится рядом с впечатляющими древними руинами первой столицы сингалов. Мы приехали сюда после полудня. Наш автобус остановился на автовокзале, а все пассажиры вышли. Затем мы получили наш багаж и отправились знакомиться с новым городом. В тот момент мы толком и не знали ничего об Анурадхапуре кроме того, что там есть древний город и выдающиеся достопримечательности Шри-Ланки.

Читая информацию об Анурадхапуре в интернете, мы очень заинтересовались его историей. Оказалось, что город был построен в области, которая называется Раджарата — то есть «Земля царей». Другое и более современное название этого региона — Культурный треугольник. Что ж, значит тут точно есть что посмотреть самостоятельным путешественникам и туристам!

Город Анурадхапура также называют самым важным из древних городов, так как он был центром в течении долгого периода времени — практически тысячу лет удерживал столичный статус сингалезских царей и южно-индийских императоров династии Чола. Имелись прочные торговые связи с Китаем. А еще он был важным центром буддизма не только для соседей, но и слава о его могуществе достигла даже Средиземноморья. Послы из Анурадхапуры встречались в Риме с императором Клавдием.

Смотровая площадка на огромном мегалите

Что посмотреть

Расположены на большой территории и пользуются большим интересом среди многочисленных туристов. Руины дворцов и древние дагобы, а также священное дерево Бодхи — все это определенно стоит посмотреть.

Именно сюда, в одноименный современный город Анурадхапура, возникший лишь в начале XX века, приезжают туристы, которые хотят узнать о давнем прошлом Шри-Ланки и посетить объект наследия ЮНЕСКО. Кто-то едет с организованным туром или выбирется на пару дней с пляжей на экскурсию, а мы здесь путешествовали самостоятельно.

Карта Археологического парка Анурадхапура

Анурадхапура состоит из так называемого «старого города» (Old City), в котором находится археологическая зона и основные достопримечательности древней столицы, и «нового города» с туристической зоной, кафе, магазинами отелям и гестхаусами, отделенного от старого города рекой.

Вот обзорное видео про Анурадхапуру:

С самого начала становится ясно, что город Анурадхапура не просто так стоит на реке, которая связывала его с северным побережьем (у острова Маннар). Раньше это было очень важно для коммуникации с союзниками в лице династии Чола, которая распространила свое влияние не только на ближайших соседей, но и на другие государства и империи Юго-Восточной Азии.

Например на кхмеров, которые под влиянием Чола построили , и на Дваравати, древнее государство на территории Таиланда. Вспомните самую большую ступу Таиланда — Чеди Пра Накхом Патом! И таким образом именно из Шри-Ланки и Анурадхапуры буддизм распространился по всему миру.

Совет . Во время экскурсии по городу Анурадхапура не стоит забывать о солнце и беречь голову и кожу, если вы легко подвержены загару. Во время жарких дней лучше больше пить воды.

Археологическая зона

Выйдя с автовокзала, мы сразу попали в так называемую археологическую зону, которую посещают все туристы. Главный туристический офис Анурадхапуры находится на улице Sri Maha Bodhi, в 200 метров от старой северной железнодорожной станции и автостанции. Здесь мы взяли карту и узнали всю интересующую нас информацию. Рекомендуем обязательно зайти в это полезное место.

  • Время работы туристического офиса : 9.00 — 16.45 в будни и 9.00 — 13.00 в выходные.
  • Время работы билетной кассы: 7.00 — 19.00 ежедневно. А руины открыты круглосуточно.
  • Билет стоит $25, действует в течение суток с момента покупки. Вход в монастырь Исурумуния и к дереву бодхи оплачивается отдельно — 200 рупий.

Важно знать! В Шри-Ланке принято снимать обувь, когда заходишь в святые места. А дагобы Анурадхапуры к ним безусловно относятся. Поэтому не забудьте оставить ваши сандалии перед входом в буддистские святыни. Если вы не планируете возвращаться в то же место, где и вошли, или боитесь, что вашу обувь украдут, то носите обувь с собой в пакете или уберите ее в рюкзак. Поскольку кирпичные строения на жарком солнышке сильно нагреваются, и есть риск получить ожог ступни, мы советуем завести специальные носочки для осмотра дагоб. И еще, одежда тоже должна быть скромная: плечи и колени должны быть прикрыты.

Как добраться

Существует несколько вариантов как добраться в Анурадхапуру, которые подходят туристам. Для себя мы решили, что проще всего будет приехать на автобусе из Коломбо в Анурадхапуру. Хотя можно было бы купить билет на поезд и без проблем совершить путешествие по железной дороге. Или взять такси / микроавтобус, но это будет выгодно и удобно если вы путешествуете большой компанией.

  • На поезде : из Коломбо ходит 6 поездов в день. Есть вагоны трех классов, 2 и 3 могут быть спальными. Стоимость билета — от 100 до 520 рупий. Время в пути — 5 часов. Станции находятся рядом с Новой автостанцией и в 2 км к северу от города.
  • На автобусе : есть несколько вариантов. Из Коломбо в Анурадхапуру ехать 5 часов, стоимость билета 100-200 рупий; из Канди — 3 часа за 70-150 рупий; из Полоннарувы время в пути составит 3 часа, цена билета 50 рупий. А еще можно сесть на автобус, следующий из Негомбо (с пересадкой в Курунегале), дорога займет 6-7 часов и придется заплатить 120-200 рупий.
    Важно ! Все автобусы, приходящие с Северного и Восточного направления останавливаются на Новой автостанции, а с Южного — на Старом Северном автовокзале. Стоит иметь в виду, что с какой бы автостанции не отходил автобус, он обязательно заходит на вторую и добирает пассажиров. Однако может уже не быть удобных мест в салоне, поэтому их лучше сразу занимать в пункте отправления.
  • На такси : если взять машину из Коломбо или Негомбо, то стоимость трансфера составит $150. Услуги водителя с автомобилем по всему Культурному треугольнику обойдутся в $170-200.

Анурадхапура на карте

Где переночевать

Несмотря на то, что город не очень большой, здесь оказался довольно широкий выбор отелей и гестхаусов разной ценовой категории. Мы решили не селиться здесь в дорогой гостинице, потому что нам нужно было только переночевать и ехать дальше. Забронировать номер в отеле Анурадхапуры можно здесь:

Гестхаус French garden

В Анурадхапуре мы остановились в очень приличном гестхаусе French garden , расположенном недалеко от центра. Приехали мы туда по рекомендации водителя. Однако место оказалось очень неплохим и с приятными ценами (3000 рупий за номер с кондиционером и 2500 — с вентилятором). Территория очень красивая, на ней разбит ухоженный сад в соответствии с названием. Мы остались довольны проживанием и обслуживанием. Единственное что не понравилось, при гестхаусе довольно дорогой ресторан (например, жареный рис стоит около 400 рупий), но кормят там вкусно. Здесь также можно взять напрокат велосипеды для осмотра археологического парка и заказать туры и гида.

Хорошие отели в Анурадхапуре

Чтобы вам было проще разобраться с поиском гостиницы, мы подробно изучили все варианты проживания, сделали обзор и рекомендуем самые лучшие отели в Анурадхапуре (ссылки кликабельны):

  • Rajarata Hotel – оценка 7.6 (современный отель 4* со стильными номерами и бассейном)
  • Gamodh Citadel Resort – оценка 8.4 (курортный отель с садом и бассейном в окружении древних руин)
  • Diamond Lake Tourist Rest – оценка 8.8 (чистый и уютный гестхаус со своим рестораном)
  • Villu Villa – оценка 8.3 (семейная вилла с садом недалеко от озера Нувара Вева)
  • London Palace – оценка 8.1 (стильный отель в городе с хорошим рестораном и садом)

Все отели в Анурадхапуре смотрите →

Читайте также:

Мы с вами поговорили о практических вопросах, связанных с путешествием в Анурадхапуру, а теперь переходим к красотам основанной принцем Анурадхой в V веке до нашей эры северной столицы острова Цейлон! Старый город знаменит разбросанными по всей территории дагобами, или колоколообразными ступами. Все они играли какую-то роль в разный период истории сингальского государства Ланка.

Как лучше смотреть Анурадхапуру

Имейте в виду, что территория старого города просто огромная, а достопримечательности разбросаны довольно далеко друг от друга. Пешком на жаре осмотреть их будет довольно проблематично, поэтому стоит подумать о транспорте. Есть несколько вариантов, как ездить между достопримечательностями Анурадхапуры:

  • На такси : водитель будет возить по всем достопримечательностям старого города за $20;
  • На тук-туке : стоимость — 100 рупий в час;
  • На велосипеде : в любом отеле или гестхаусе можно взять в аренду велосипед и покататься по руинам самостоятельно. Стоимость — 200 рупий в день.

Мы взяли такси с водителем. Сначала думали осматривать самостоятельно, но оказались рады предоставившейся возможности. Однако стоимость его услуг в итоге вошла в общую сумму, которую мы заплатили ему за поездку по всему культурному треугольнику Шри-Ланки.

Поскольку мы прибыли в Анурадхапуру довольно уставшими после перелета и жаркого автобуса, то водитель пришелся как нельзя кстати. Он возил нас во всем достопримечательностям и иногда даже рассказывал что-то и любезно делал фотографии для нас.Однако в целом с водителем нам не очень повезло, и он впоследствии даже пытался нас обмануть. Все подробности можете посмотреть .

Рекомендуем взять водителя или гида тем, у кого не очень много времени или, кто как и мы в то момент, мало знает об Анурадхапуре. Однако же если бы мы сразу после автобуса пошли в отель и первым делом выспались, а затем хорошо подготовились к осмотру достопримечательностей, как мы обычно делаем, то отправились бы в археологический парк с утра. И предпочли бы в этом случае осматривать достопримечательности Анурадхапуры на велосипедах самостоятельно.

Совет . Осмотр достопримечательностей Анурадхапуры удобнее всего начинать с визита к священному дереву бодхи и руин рядом с ним, а затем отправиться в монастырь Исурумуни, расположенный на юге. После этого, начиная с дагобы Мирисавети и дагобы Руванвели двигаться на север до дворца Махасены и Лунного камня. А закончить осмотр можно у самой высокой дагобы — Джетаванарамы.

На территории старого города особо стоит отметить священное для буддистов дерево Бо (Sri Maha Bodhi или Махабодхи), которое растет здесь уже на протяжении больше 2000 лет. Его посадка задокументирована в летописях, а семя привезено из Индии. Оно происходит от того самого дерева, под которым Будда обрел Просветление.

Собака у святой ступы Анурадхапуры в Шри-Ланке

Имейте в виду, что вход к дереву оплачивается отдельно. Оказалось, что основной ствол Махабодхи был уничтожен в XIX веке английским религиозным фанатиком. Однако остался его малый ствол, который поддерживают многочисленные подпорки.

Рядом с деревом Бодхи находится Бронзовый дворец — пирамидальное строение царя Дуттхагамани. Сохранились лишь 1600 гранитных колонн.

Дальше мы отправились изучать руины археологической зоны Анурадхапуры. В первую очередь мы приехали к монастырю Исурумуни (Isurumuni Raja Maha Viharaya), вход сюда оплачивается отдельно (200 рупий), а собранные средства якобы идут на восстановление объекта.

Вход в монастырь Исурумуни

Монастырь стоит на берегу озера Тисса. Он знаменит древними каменными рельефами – Влюбленные, Сидящий человек и Голова лошади. Большую часть скульптур и рельефов перенесли в музей, который находится здесь же у монастыря.

Рельеф «Сидящий человек»

Камни, вокруг которых и на которых построен монастырь, нам показались огромными! Это не просто мегалиты, а супермегалиты, и хотя они не обработаны человеком, а просто использовались в строительстве, все равно внушают уважение! Прямо на каменной породе вырублены ступеньки к смотровой площадке.

Нагромождение мегалитов

Если подняться наверх, то открываются прекрасные виды на окрестности. Здесь, судя по всему, хорошо встречать закат и рассвет, так как панорама — на все 360 градуса. Мы, к сожалению, не сумели увидеть этой красоты, и до сих пор жалеем об этом.

У монастыря выложен каменный бассейн

Также недалеко от озера находится дагоба Мирисавети (Mirisavatiya dagoba), куда мы отправились прямиком из Исурумуни. В древности ее высота достигала 61 метр, но в X веке ее перестроили. Мирисавети была построена самой первой в Анурадхапуре, сразу после основания города. Она ориентирована по сторонам света четырьмя воротами. Мы обошли вокруг нее, внимательно разглядывая показавшиеся нам интересными детали.

Согласно легенде эту дагобу царь Дуттхагамани приказал построить на том месте, куда он сложил свои царские регалии, в которых хранились мощи Будды. Царь отправился плавать, а по возвращению не смог взять свои вещи обратно. Так он понял, что именно на этом месте и нужно поставить дагобу. Ведь ступа (или чеди) по представления буддистов — это погребальный холм, а внутри должны храниться святые мощи Будды.

Среди руин иногда можно найти и такие неожиданные сюрпризы

Дагоба Руванвели

Еще одна интересная Дагоба Руванвели (Ruvanvelisaya dagoba) выделяется среди других достопримечательностей Анурадхапуры тем, что окружена стеной из 400 слонов. Строительство этой дагобы тоже начал царь Дуттхагамани во II до нашей эры, и высота ее составляет 54 метра. Оригинальное название дагобы — Махатхупа, то есть Великая ступа. Такое имя связано не с высотой (она была третьей среди ступ Анурадхапуры), а со значением — внутри спрятано золотое дерево бодхи.

Интересный факт: когда в XIX веке началась реконструкция святыни, буддисты из Бирмы подарили драгоценные камни для украшения шпиля.

Дагоба Руванвели в Шри-Ланке окружена строем слонов

Прогуливаясь вдоль стены со слонами у дагобы Руванвели, мы невольно вспомнили и сравнили ланкийскую святыню с . И хотя материал и стиль совершенно разные, есть и схожие черты — одинаковое почитание слонов в Шри-Ланке и в . Слоны в первой столице сингалов прорисованы почти с биологической точностью, а вот у кхмеров они скорее похожи на условное изображение любимого животного.

Дагоба Тхупарама

А затем мы оказались около самой маленькой из ступ древней Анурадххапуры — дагобы Тхупарама (Thuparama dagoba). Ее высота лишь 19 метров – была заложена в III веке до нашей эры в знак принятия буддизма. А это значит, что эта дагоба — самая древняя в Шри-Ланке. Внутри хранится ключица Будды. Это подарок Махинды, сына индийского царя Ашока.

Дагоба Тхупарама

Когда дагобу перестраивали в XIII веке, над ней построили крышу. Деревянная постройка сгнила со временем, однако каменные колонны остались. Такая постройка называется ват-даге. Нам это показалось интересным, мы еще нигде такого раньше не видели.

Также построенная в стиле ват-даге дагоба Ланкарама (Lankarama dagoba) — это не очень большая ступа. Она была возведена в I веке, и полностью соответствует канону, который был популярен в Анурадхапуре, а позже не исчезнет во второй столице сингалов — в Полоннаруве. Мы посмотрели на нее со стороны, но если бы у нас было больше времени, то обязательно подошли поближе. Она того стоит.

Дворец Виджаябаху

Очень интересной нам показалась территория бывшего дворца здешнего правителя. И хотя от самого дворца Виджаябаху, построенного в IX веке, остались лишь колонны, здесь все еще можно увидеть огромный бассейн и трапезную. Размеры так называемых кастрюль для риса и для карри нас реально впечатлили!

Купальня правителя поразила нас своими размерами

«Трапезная» дворца Виджаябаху. Сначала я не поверила, что здесь готовили рис!

Дворец Махасены и Лунный камень

Мы продолжили осмотр археологической зоны на территории еще одного популярного дворца. По сравнению с другими достопримечательностями Анурадхапуры, дворец Махасены знаменит своим лунным камнем. А эпоха этого царя ознаменовалась временной победой буддизма-махаяны над буддизмом-тхеравадой. Смена акцентов привело к изменению в строительстве — филигранная резьба по камню стала весьма популярной. И лунный камень является лучшим и самым знаменитым слепком того времени — VII-VIII века. Мы видели подобный лунный камень позже в Полоннаруве.



Дагоба Абхаягири

Еще одна Дагоба Абхаягири (Abhayagiri dagoba) была построена в I веке до нашей эры, а ее высота — 115 метров. Однако сейчас, после реставрации, дагоба устремилась ввысь только на 75 метров. Рядом с ней раньше был один из крупнейших монастырей страны, в котором жило около 5000 монахов. Жаль, что не довелось его увидеть.

Согласно легенде, название Абхаягири связано с бегством царя Валагамбаху от врагов. Увидев его бегущим, монах Гири высмеял царя. И тот обещал вернуться и… отомстить. Через 14 лет царь действительно вернулся в свою столицу, нашел монаха Гири и казнил его. А на месте казни построил ступу, назвав ее в честь своего насмешника.

Мы увидели одну из самых высоких дагоб стоящей в лесах. Видимо, ее ожидала скорая реконструкция. Надеемся, что вам удастся посмотреть какой она стала после ремонта.

А еще тут есть Бассейн Куттам-Покуна , который был построен специально для монастыря Абхаягири. Нам показалось интересным, что он состоит из двух связанных друг с другом частей. Неспроста это было сделано!

Вообще, древние сооружения Анурадхапуры сильно впечатляют. Выглядят они не так, что были построены для монахов, а скорее для королей.

Но самое главное, что стоит посмотреть в древнем городе — кирпичная Дагаба Джетаванарама (Jetavanarama dagoba). Это одна из немногих ступ Анурадхапуры, не покрытых белой краской. Построена дагоба в III веке царем Махасеной, и высота ее была 122 метра в древности, а сейчас – лишь 70 метров. Тем не менее это было самое большое (высокое) строение из кирпича в мире. В период расцвета сингальских государств она являлась одним из самых высоких сооружений во всем мире, уступая только древним египетским пирамидам. Интересно знать, что сейчас самая высокая ступа в мире — это наследница шри-ланкийских дагоб — в Таиланде.

Восстановление дагобы продолжается до сих пор (ведется с 1981 года), поэтому по ее территории можно ходить, не снимая обуви.

Высота этой ступы завораживает. Нам пришлось отойти далеко, чтобы вместить ее в кадр, а люди, осматривавшие буддистскую святыню в этот момент и гуляющие по фундаменту, казались очень маленькими.

Заметили ли вы сразу людей внизу?

Наши впечатления от Анурадхапуры

Несмотря на то, что мы провели в Анурадхапуре лишь половину дня, однозначно можем сказать, что это грандиозное место, которое стоит посетить всем, интересующимся буддизмом, его историей и странами Юго-Восточной Азии. Ведь Анурадхапура — это не только первая столица Ланки, но и миссионер-распространитель буддизма по другим странам.

Особенно нас впечатлили древние дагобы, на первый взгляд кажущиеся похожими друг на друга, но тем не менее ставящие интересные рекорды — самая древняя, самая высокая! У каждой из них есть своя легенда. А еще нас поразили свидетельства монашеской жизни при этих дагобах! Только представьте, как рис готовили в этих гигантских каменных чанах?!

Во время осмотра города Анурадхапура нас особенно заинтересовала практичная гидросистема, состоящая из искусственных бассейнов и оросительных каналов. Раньше она поддерживала успешную жизнь города, находящегося в довольно засушливом районе.

Нам очень понравилось в Анурадхапуре, и мы не пожалели о том, что поставили этот древний город на первое место в нашем маршруте путешествия по Шри-Ланке, которое мы продолжили после . Так мы начали начали истории острова с самого начала. Хотя немного правильнее было бы сначала заглянуть в Михинтале, место, откуда распространился буддизм по самой Ланке. Но можно посетить святыню и на следующий день, как это сделали мы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то