Самый древний город иерихон. Иерихон (Jericho, Палестина) — самый древний город на Земле и Гора Искушения. Панорама современного Иерихона, вид с Горы Искушения

Основной источник воды в городе – Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древний город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м². Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н. э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города – чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса – исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон – популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Когда приехать

Не пропустите

  • Тулул Абу эль-Алайк - зимний дворец царя Ирода в 2,5 км западнее Иерихона.
  • Греческий православный монастырь Св. Георгия - вытесанный в скалах в пустынном каньоне, окруженный великолепнейшим садом.
  • Греческий монастырь Искушения и виды с вершины Джебель Курун-тул, где Иисус постился и видел дьявола.
  • Мозаики синагоги Нааран IV в.
  • Монастырь ессеев в 20 км южнее Иерихона - место, где были найдены кумранские рукописи.

Следует знать

Западный берег реки Иордан в 8 км восточнее Иерихона - закрытая военная зона. Не удивляйтесь, что в результате интифады Иерихон оказался полузабытым местом.

Сегодня мало что напоминает о прошлой славе и величии Иерихона, избранного царями как дворцовый город. Со всех сторон сюда съезжались посланцы с дарами правителей сопредельных стран, торговцы и паломники. В наши дни это обычный ближневосточный город, об истории которого напоминают лишь руины да древние легенды.

ЭХО ИЕРИХОНСКИХ ТРУБ

Иерихон - город тяжелой судьбы. Сложно перечесть все исторические эпизоды, когда его разрушали до основания и выстраивали вновь.

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».

Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.

По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.

Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты, но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.

Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.

К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «...верою пали стены Иерихонские...».

В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).

Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.

С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.

НОВЫЙ СТАТУС ДРЕВНЕГО ГОРОДА

В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.

В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.

Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.

Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12 500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».

К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.

Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.

В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ИЕРИХОНА

Исторические:

■ Крепостная башня (8400-7300 гг. до н. э.).

■ Захоронения периода натуфийской культуры.

■ Городские стены бронзового века.

■ Руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами.

■ Руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

Культовые:

■ Синагога Израиля (I в, до н. э.).

■ Синагога византийского периода.

■ Источник пророка Елисея.

■ Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь).

■ Православный монастырь Искушения (IV в.).

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.
  • Официальный статус: административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).
  • Язык: арабский.
  • Этнический состав: палестинские арабы.
  • Религия: ислам.
  • Денежные единицы: израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.
  • Крупная река: Иордан.
  • Крупное озеро: Мертвое море.

ЦИФРЫ

  • Площадь развалин Иерихона: 0,25 км2.
  • Население в районе развалин: около 3000 чел.
  • Площадь современного Иерихона: 58,7 км2.
  • Население: 20 416 чел. (2006 г.).
  • Плотность населения: 347,8 чел/км2.
  • Средняя высота относительно уровня моря: - 258 м.
  • Удаленность: в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

КЛИМАТ

  • Субтропический.
  • Средняя температура января: +15°С.
  • Средняя температура июля: +31°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 160 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 60%.

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».
Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.
По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.
Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты,
но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.
Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.
К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «…верою пали стены Иерихонские…».
В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).
Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.
В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.
С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.
В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.
В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.
Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.
Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».
К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.
Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.
В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.
Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

Общая информация

Местонахождение : Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.

Официальный статус : административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).

Язык : арабский.

Этнический состав : палестинские арабы.

Религия : ислам.

Денежные единицы : израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.

Крупная река : Иордан.

Крупное озеро : .

Цифры

Площадь развалин Иерихона : 0,25 км 2 .
Население в районе развалин : ок. 3000 чел.

Площадь современного Иерихона : 58,7 км 2 .

Население : 20 416 чел. (2006 г.).
Плотность населения : 347,8 чел/км 2 .

Средняя высота относительно уровня моря : -258 м.

Удаленность : в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

Климат и погода

Субтропический.

Средняя температура января : +15°С.

Средняя температура июля : +31°С.
Среднегодовое количество осадков : 160 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Сельское хозяйство : растениеводство, животноводство.
Сфера услуг : туристические (обслуживание паломников), транспортные, торговые.

Достопримечательности

■ Исторические : крепостная башня (8400-7300 гг. до н.э.), захоронения периода натуфийской культуры, городские стены бронзового века, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами, руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

■ Культовые : синагога Израиля (I в. до н. э.), синагога византийского периода, источник пророка Елисея, Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь), православный монастырь Искушения (IV в.).

Любопытные факты

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо ) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный , но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну , которую могли боготворить основатели Иерихона.

В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона , каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге.

Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм , название, встречаемое и в кн. Судей (), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди . Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза ().

Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона () и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (). Верою пали стены Иерихона , говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении ().

По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его ().

При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему ().

Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной.

Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских ().

Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена () и помогали в восстановлении стен Иерусалимских ().

Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне (). См. также (; и др.).

При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий.

Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (, , ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам (). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую , по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений.

Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская с епископом во главе.

Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

Чем известен этот город? В русский язык вошло словосочетание «трубы Иерихонские». Оно означает громкий клич, предзнаменующий катастрофу. Еще мы знаем, что Иерихон - древнейший город в Палестине, да и, вероятно, на всей планете. Археологи открыли, что на этом месте люди беспрерывно жили десять тысяч лет! Интересен Иерихон и в плане географического расположения: он находится на 250 м ниже уровня моря. Это самый глубинный город на Земле. И, конечно же, стоит нам раскрыть Библию, как мы вскоре натыкаемся на упоминание об Иерихоне.

В о нем говорится в книгах: Второзаконие, Судей, 2 Паралипоменон, Иисуса Навина. Но и в Евангелии библейский город в Палестине также не обойден вниманием. Приближаясь к нему, Господь наш исцелил слепого от рождения. Войдя в городские стены по пути в Иерусалим, Иисус Христос встретил Закхея, который был мал ростом, и потому забрался на смоковницу, чтобы видеть Мессию из-за окружавшего народа. Кстати, это дерево до сих пор живо, и его показывают желающим.

"Все это легенды", - скажет человек, не верящий Библии. Что говорят о «Городе Пальм» (по одной из версий, отсюда пошло название города Йёрихо) факты, то есть материальные доказательства? Ведь в конце XIX века, когда в библейский город прибыла первая археологическая экспедиция британцев, он представлял собою тихую провинциальную деревеньку. Английские ученые в 1868 году накопали довольно мало. Через 40 лет в деревню приехала другая экспедиция, на этот раз состоящая из немцев. которой руководил археолог Э. Зеллин, сразу же стала копать глубоко. В результате в 1908 году ученые открыли древнюю городскую стену.

На сегодняшний день стараниями археологов библейский город в Палестине явил 23 пласта ушедших цивилизаций. Первое поселение к западу от базарной площади современного Иерихона относится к 8-му тыс. до н. э. Но важно не это: поселение было не стойбищем диких кочевников, а именно городом. Об этом свидетельствует мощная восьмиметровая башня, датируемая эпохой докерамического неолита. Поселение (7300 до н. э.) поразило ученых масштабностью городских укреплений. Почти не верится, что такие мощные стены могли воздвигнуть люди, не знающие железа.

Немало в Иерихоне артефактов более поздних эпох: некрополь периода халколита, руины зимней резиденции царя Ирода, дворец периода арабской культуры 7-го века. Но что же позволяет нам говорить, что Иерихон - именно библейский город в Палестине? Во-первых, это источник у холма Тель-ас-Султан, называемый ключом Елисея. В Четвертой Книге Царств (2:19-22) мы читаем, что всем хорош был город, только вот вода в нем была нехороша. бросил туда соль, отчего источник стал пригодным для питья. А недалеко от города возвышается гора, на которой Иисус Христос постился в течение 40 дней и был искушаем Дьяволом.

Но что значит «трубы Иерихонские»? Книга Иисуса Навина рассказывает, что древние евреи решили захватить это весьма удачное место в оазисе, поскольку им обещал оказать поддержку Яхве. Армия окружила библейский город в Палестине и стала громко трубить и издавать боевые кличи. В результате мощные фортификационные укрепления рухнули, а израильтяне перебили всех жителей за исключением одного дома колаборционистки и блудницы Раав. Имеет ли эта мистическая история хоть какое-то материальное подтверждение? Действительно, крепостная стена огромного города (17 гектаров, что неслыханно для античности) рухнула сразу в нескольких местах. Но причиной этому явился не трубный глас, а землетрясение.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то