Позвони, все расскажем!

+7(921)957-20-35

Или можем позвонить мы!

Обратный звонок

Приезжай к нам!

Мы в историческом центре Петербурга

Улица Куйбышева 21

Посмотреть на карте

Улица Пушкинская 8

Посмотреть на карте

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Русский музей

 

Русский музей в Санкт-Петербурге является одним из самых больших музеев России, в котором находится коллекция из 400 000 экспонатов. Здесь собраны произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства с 9 по 20 век. Это хранилище уникальных художественных ценностей, центр культурно-просветительской работы. В тоже время здесь ведется огромная научно-исследовательская работа.

Здания Русского музея в Санкт-Петербурге


Основные экспозиции размещены в помещениях Михайловского дворца и в корпусе Бенуа. Художественные ценности расположены также в Мраморном и Строгановском дворцах, Михайловском замке и садово-парковом ансамбле Летнего сада с Летним дворцом Петра I и Михайловском саду. На этих площадях может проводиться до 50-ти выставок одновременно. Кроме того, экспозиции развертываются в различных городах России и за рубежом.

История создания Русского музея в Санкт-Петербурге


Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении музея. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.

Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.

Михайловский дворец был построен в 1819-1825 гг. архитектором К.Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца – П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года. Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В.Свиньиным.

К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 – начала 20 веков.

В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.

В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов.  После реставрации 9 мая 1946 года Русский музей открылся для посетителей.

Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В нее входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.

К самым ценным коллекциям относится собрание памятников древней Руси, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов, Айвазовский и многие другие.

В 1992 году Указом президента Российской Федерации музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Невский проспект

Гостиница «Невский Маяк» расположена в центре Санкт Петербурга на Невском проспекте.

Невский проспект — главная и самая известная улица Санкт-Петербурга
Уникальный архитектурный ансамбль Невского проспекта складывался на протяжении 18 — начала 20 века
Он связывает Адмиралтейство и площадь Александра Невского, берёт свое начало на берегу  Невы, проходит через центр города и оканчивается у Невы же.

Всю историю Санкт-Петербурга можно проследить по истории проспекта.

Длина Невского проспекта – 4,5 км, ширина – 25 — 60  м. Самый узкий участок находится от Адмиралтейства до реки Мойки, напоминая нам о первоначальной ширине проспекта. Невский пересекает три реки: Мойку, канал Грибоедова, Фонтанку.

После закладки Адмиралтейства в 1704 году и Александро-Невского монастыря в 1710 году. было принято  решение построить дорогу, соединяющую эти два важных сооружения друг с другом, а также с Новгородским трактом, который проходил в районе Лиговского проспекта и использовался русскими купцами с 15 века. Строительство началось с двух сторон одновременно, дороги прокладывались сквозь лесную чащу, и в 1760-х годах они соединились в одну единую, которая оказалась не прямая, как это изначально планировалось, а с изгибом в области площади Восстания. (Трасса от монастыря прокладывалась с 1712 по 1718 год и
изначально называлась Невской першпективой. Участок от Адмиралтейства строился в несколько этапов и был закончен к 1720 году, он стал называться Большая першпектива). С 20 апреля 1738 года Комиссия о Санкт-Петербургских строениях предписала именовать всю трассу Невской першпективой. Название «Невский проспект» было принято только в 1783 году. В середине 18 века была предпринята попытка «выпрямить» Невский проспект, для чего со стороны Лавры была проложена новая трасса (ныне Гончарная и Тележная улицы), которая хотя так и не стала Новым Невским проспектом, но из-за ее появления прежнюю часть Невского от площади Восстания до Александро-Невской лавры в народе часто называют Старо-Невским.

С середины 18 века началась постепенная застройка Невского проспекта каменными зданиями. Дорогу вымостили булыжником, вдоль нее высадили несколько рядов деревьев.
В 1839 году это была первая улица в Санкт-Петербурге, на которой устроили газовое освещение.

К началу 20 века Невский проспект становится настоящим финансовым центром России: 40 крупнейших банков, 34 банковские конторы России, Европы и Америки имели здесь свои представительства. Для банков возводились специальные здания.

С 1907 по 1952 год по Невскому проспекту ходил трамвай.

Сегодня Невский проспект – средоточие культурной и общественной жизни Санкт-Петербурга. Здесь или поблизости расположены музеи, театры, выставочные залы, кинотеатры, многочисленные рестораны, кафе, магазины и гостиницы.

К Невскому проспекту подходят 27 переулков, улиц и проспектов, но только четыре из них пересекают трассу. Это Большая Морская улица, Садовая улица, Лиговский проспект и Полтавская улиц. Правая сторона (нечётная) проспекта неофициально именуется «теневой», левая – «солнечной». «Солнечная» сторона весьма популярна для прогулок.

Исаакиевский собор

История Исаакиевского собора — крупнейшего на сегодняшний день православного храма Санкт-Петербурга — началась в 1710 г. с деревянной церкви в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого.  В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был построен во второй половине XVIII в., однако сразу же после постройки его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет проект, получивший одобрение, был создан молодым французским архитектором Огюстом Монферраном.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением.  С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12000 человек. В интерьере использованы малахит, лазурит, порфир, мрамор, бронза и позолота. После освящения 30 мая 1858 года Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России и оставался им вплоть до 1928 г.

После революции храм был разорен, службы остановлены. Здесь же открылся один из первых антирелигиозных музеев в стране. В годы Великой Отечественной войны в подвалах собора удалось сохранить многие художественные ценности, перевезенные сюда из пригородных дворцов. Несмотря на маскировку (купол собора перекрасили в серый цвет) собору не удалось избежать повреждений от бомбежек и артобстрелов.  И по сей день на его колоннах и стенах можно увидеть следы, оставленные немецкими бомбами и снарядами.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г. Службы возобновлены в 1990 г. Сегодня церковные службы проходят в Исаакиевском регулярно по воскресеньям и праздникам.

Казанский собор

Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит от храма.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге


В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге


А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада. Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге


У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге


Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге


После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.

Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.

Разводные мосты Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург в народе называют по-разному: городом на Неве, Окно в Европу, Северная Венеция, Детище Петра, Северная Пальмира или музеем мостов, которые находятся под открытым небом. Главной достопримечательностью это чудесного города считаются мосты, которых насчитывают примерно около 800 видов, 13 из них разводные (по состоянию на 2008 год) и у каждого моста имеется своя интересная история.

Но самой важной изюминкой в архитектурном деликатесе считается разводной мост. Разводится такой мост во время белых ночей, и считается лучшим зрелищем, который запоминается на всю жизнь. Изначально все мосты в городе были деревянными и простыми, и со временем они приобрели, вид каменных опор на которых возвели ажурные решетки и чугунные арки. Всего в городе разводных мостов насчитывается около 21 вида, а самые известные считаются Литейный, Троицкий и Дворцовый.

Дворцовый мост построен с центральным двукрылым разводным пролетом и считается пятипролетным чугунным мостом. Он соединяет Адмиралтейский остров с Большой Невой, ширина которого достигает 27,8 м, а длина 260,1 м. Вид Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости считается одним из известных символов в городе и с помощью разводного механизма может поднять вверх около 700 тонн центральные пролеты. Разработал проект этого моста известный инженер А. Пшеницкий, а само строительство началось в 1912 году, и закончен проект был в 1916 году. В 1939 году на мосту появились чугунные решетки и некоторые элементы декора такие как: фонарные столбы были украшены орлами. Все что планировал сделать Пшеницкий, всегда исполнялось. За весь период существования моста реконструкции проводились два раза. Но на сегодняшний день мост отработал свои ресурсы и ему опять нужна реконструкция.

Самым длинным мостом на Неве считается Троицкий мост, его длина составляет около 580 м. его соединение находится на Суворовской площади и переходит на Петроградскую сторону. Его соорудили в 1903 году, и был реконструирован известными профессиональными российскими инженерами. Первоначально был проложен наплавной мост, который также назывался Троицкий и простоял он около семидесяти лет. Когда Санкт – Петербург отмечал свое двухсотлетие состоялось открытие постоянного моста, на открытии присутствовал президент Франции Феликс Фор и Николай II. Лично Николай II запустил кнопку механизма, которая разводит мост. Со временем на мосту появились различные украшения такие как: пять видов арки, ажурная конструкция. Разведением моста проводится только с одного пролета, который находится на левом берегу. Несколько раз мосту меняли название, его называли сначала Кировский, а затем стал Троицкий.

В 2002 году на мосту была проведена реконструкция, и заменили проезжую часть, восстановили архитектурную часть, сделали ремонт металлоконструкциям, восстановили гранитную облицовку, полностью его покрасили, заменили механизмы и проделали модернизацию, правобережный железобетонный пролет заменили на металлический и уложили литой асфальтобетон, а также вернули обратно мосту его символы самодержавия. Вернули короны и двуглавых орлов.

В 1879 году в городе построили Литейный разводной мост, который соединяет Выборгскую сторону и Литейный проспект. В давние времена с левой стороны Невы находился Пушечный литейный двор, который со времен и дал название для моста и его проспекту. Разведение моста проходит в считанные секунды с помощью современных подъемников и очень интересным методом.  Судоходный фарватер проходит к левому побережью и на реке создается поворот, следовательно, на мосту начинает подниматься один из пролетов, который расположен на Литейном проспекте. Это первый в городе мост, на котором установили электрические фонари, а на чугунных решетках можно рассмотреть русалок, в руках у которых находится герб Петербурга, и украшают они барельефы.

Такие разновидности мостов считаются удивительным зрелищем для приезжих гостей. Но изначально во времена правления Петром I местным жителям нужно было переплывать воду на лодках или на паромах для того, что местные жители смогли передвигаться самостоятельно по воде в случае разрушения моста.

Ведь мосты возводили только в редкостных случаях, в основном тогда, когда нужно было перевезти важный груз. И первым мостом был построен Петровский. Он был сооружен из дерева и перекинули его через Безымянный Ерик. Со временем в строительстве мостов стали применять камень и до сегодняшнего дня такие мосты считаются лучшими украшениями города. В 1840 году в городе возвели около двенадцати видов мостов, которые были построены из чугуна. Первый мост, который перекинули через Неву, был Благовещенский и стал он вершиной мостостроительного искусства.

Рaзвoдят мoсты в периoд нaвигaции – с кoнцa aпреля дo середины нoября.

Летний сад

Еще в далеком 1704 году, на берегу Невы, на месте бывшей усадьбы шведского майора Конау, Петр велел заложить декоративный сад, на подобии тех, что он видел в своем путешествии в Европу.
Царь собственноручно нарисовал план и приказал ежегодно засаживать его однолетними растениями, то есть «летниками». Отсюда и название – Летний.

Уже в 1706 году здесь появился первый фонтан, а в 1710 году у Невы построили Летний дворец Петра Первого.
В 1714 году в саду установили три открытых галереи, в одной из них поместили статую Венеры, подаренную Римским Папой.
Венеру охранял часовой, дабы вандалы не повредили первое, из появившихся в России, изображение обнаженного женского тела (это хороший пример того, что вандализм – не удел современной бестолковой молодежи, а забава всех поколений подвыпивших «героев»).

Как и большинство земель столицы, эта территория была местностью болотистой, поэтому в 1711 году ее было решено осушить.
Для этих целей, между Марсовым полем и Летним садом прорыли Лебяжий канал и сад оказался на острове. Но и этого оказалось мало, и в 1716 году, прорыли еще один канал, разделивший его надвое. Так парки и стали называть: первы и второй.

Территорию обустроили, согласно принесенной из Европы моде.
Дорожки и аллеи проложили прямые, а кусты и деревья стригли, придавая им правильную, сферическую или кубическую, форму.
На юге вырыли Карпиев пруд, получивший название благодаря карпам, которых в нем разводили.
Во втором Летнем саду на французской манер устроили Лабиринт, стенами которому служили ровно подстриженные кустарники. У входа поставили статую Эзопа, внутри Лабиринта установили фонтаны, изображавшие персонажей его басен.
Здесь же поместили фонтаны-шутихи, неожиданно окатывавшие прохожих струями воды.

Всего в Летнем саду установили пятьдесят фонтанов, вода для которых поступала из реки Безымянный Ерик. С тех пор она называется — Фонтанка.
В 1721 году на берегу построили павильон — Грот. Внутри, в трех залах установили фонтаны. Их работа сопровождалась звучанием органов, которые в свою очередь приводила в действие вода.

Петр хотел украсить Летний сад многочисленными скульптурами. Их стали свозить со всех концов света.
Наследники продолжили дело, и к концу царствования Елизаветы Петровны (дочери Петра) здесь уже было двести статуй.

Во все времена вход разрешался только прилично одетой благородной публике.
При Николае Первом его сделали платным, цена была довольно высока. Это не лишено смысла. В наши дни, когда доступ открыт всем желающим, скульптуры регулярно портят вандалы (по-простому – двуногие скоты).

В 1771 году, во время обустройства Дворцовой набережной, с северной стороны поставили ограду из «дикого морского камня». Она стала одним из символов Санкт-Петербурга, и получила собственное имя — Решетка Летнего сада.
С ней связаны две легенды. Согласно одной, богатый англичанин, мечтавший увидеть красоты города, подплыл на яхте к ограде Летнего сада, не стал даже сходить на берег, решив, что красивее ничего быть ничего не может.
По другой легенде, американцы предложили за неё сто новых паровозов.
Разумеется, и то, и другое – сказки, призванные потешить самолюбие доморощенные патриотов.
Вероятно англичанин просто не сумел пришвартоваться на необустроенной набережной, а американцы всего лишь сравнили цену изготовления решетки и сотни паровозов.
Как бы там ни было — решетка действительно очень красива.

Сад трижды очень сильно страдал от наводнений.
В 1777 году вода повредила фонтанную систему, разрушила Грот и уничтожила Лабиринт.
В 1824 году наводнение добило Грот окончательно. Наа его месте построили Кофейный домик.
В 1924 году его в очередной раз затопило и он простоял разрушенным десять лет.

Во время прогулки по Летнему саду, на императора Александра Второго было совершено покушение. Царь остался жив и, в память об этом установили часовню (которую разобрали после революции)

Во время Великой Отечественной войны сюда попало несколько снарядов, но стауи были надежно укрыты. Восстановили и открыли его для массового посещения быстро.
Сейчас Летний сад входит в состав Русского музея.

В 2009 году его закрыли на капитальный ремонт. Говорят — на три года, но сколько ремонт продлится на самом деле – неизвестно. Долгостроев в России много. Достаточно вспомнить многострадальный Большой театр или Новую Голландию.

Сотрудники обещают изредка открывать доступ и во время работ, но тем, кто собирается в поездку в Питер, рассчитывать можно только на случайность.
Будем надеяться, что хотя бы в 2013 году туристы смогут совершить в него самостоятельную экскурсию.

Левее Летнего сада (если смотреть от Невского проспект), сразу за Лебяжьей канавкой находится Марсово поле. Южная ограда выходит на набережную реки Мойка, сразу за которой стоит Михайловский дворец.

Как добраться:
От метро гостиный двор выйти на Садовую улицу и идти в сторону Невы. Миновав по правой стороне Инженерный замок, а по левой – Михайловский сад, Вы перейдете по первому Садовому мосту через Мойку, где нужно повернуть направо. Через 50 метров будет южный вход в Летний сад.
Если продолжать путь дальше, Вы сможете дойти до Инженерного моста, у одной из опор которого сидит Чижик-Пыжик на Фонтанке.

Иная дорога – от Эрмитажа по Дворцовой набережной, мимо Троицкого моста, через Лебяжью канавку. Здесь начинается знаменитая решетка Летнего сада.

Храм Спас на крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге


Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге


Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутреннее убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге


Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Закажите обратный звонок

Имя*:
Номер телефона*:
Отправить